В последние годы отмечается тенденция роста числа детей с функциональными расстройствами сердечно-сосудистой системы. Распространенность вегетативных дисфункций (вегетососудистой дистонии, вегетативного невроза, нейроциркуляторной дистонии, астеноневротического синдрома) у детей и подростков составляет 20—30% в популяции (Л.М.Беляева, Е.К.Хрусталева).
Нейроциркуляторная дистония. Это нейровегетативная дисфункция с преимущественными нарушениями регуляции сердечнососудистой системы. Одна из самых распространенных форм вегетоневроза в детском возрасте. Различают следующие типы нейроциркуляторной дистонии: гипертонический, гипотонический, кардиальный.
Гипертонический тип обычно проявляется в пубертатный период. Для него характерны: периодическое повышение артериального давления (преимущественно САД); головные боли; снижение работоспособности (особенно в первой половине дня) и повышенная утомляемость; плохое самочувствие и преходящая тахикардия; боли в области сердца сжимающего или ноющего характера. К причинам, вызывающим указанные состояния, относятся как значительные, так и незначительные эмоциональные, умственные или физические нагрузки. Показатели АД повышаются до 135/85— 140/90 мм рт. ст. при норме 125/75— 130/80 мм рт. ст. для детей 12—14-летнего возраста со средним уровнем физического развития.
Гипотонический тип характеризуется повышенной утомляемостью, частыми головными болями, рассеянностью внимания, снижением памяти, снижением АД. Ребенок жалуется на боли в области сердца, головокружение, нарушение сна.
Кардиальный тип характеризуется изменениями в сердце, которые возникают в результате нарушений нейрогуморальной регуляции. Это синоним термина «функциональная кардиопатия».
Функциональные изменения сердца связаны с нарушением транспортной функции сердца, что характерно для периода интенсивного роста опорно-двигательного аппарата ребенка, соответствующего первому скелетному вытяжению (6 — 7 лет). Органических изменений со стороны сердечно-сосудистой системы не отмечается.
Клиническая картина характеризуется наличием тахикардии, повышенной утомляемости и потливости, шумов в сердце.
Лечение. Является комплексным и длительным. Вначале необходимы нормализация режима дня и оптимизация соотношения физических и умственных нагрузок. Борьба с гиподинамией, закаливающие процедуры, занятия лечебной гимнастикой и физической культурой по типовой школьной программе, посещение бассейна и сауны — обязательные составляющие лечебной программы для детей. Целесообразным и очень важным является устранение конфликтных ситуаций в семье и в школе. Сбалансированное, богатое минеральными веществами и витаминами питание, соответствующее возрасту ребенка и его конституции, дополняет комплексное лечение. Широко используется физиотерапевтическое лечение: гальванизация по рефлекторно-сегментар-ной методике, парафин, озокерит на шейно-затылочную область. Может быть рекомендован электрофорез лекарственных веществ на верхнешейный отдел позвоночника. При недостаточной эффективности перечисленных лечебно-оздоровительных мероприятий назначается медикаментозная терапия. Л. М. Беляева и Е. К. Хруста-лева рекомендуют начинать медикаментозное лечение с фитотерапии. При недостаточном успокаивающем эффекте подключаются психолептики.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте характеристику наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы в детском возрасте.
2. Какова клиническая картина ревматизма?
3. Расскажите о поэтапном консервативном лечении этого заболевания.
4. Что такое миокардит? Назовите его разновидности.
5. Охарактеризуйте клиническую картину миокардита.
6. Расскажите о лечении этого заболевания.
7. Дайте определение нейроциркуляторной дистонии и характеристику типов этого заболевания.
8. Расскажите о функциональных изменениях сердца у детей.
Глава 36 ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ