О практике и Боге

Все практические техники, которые возможно хоть как-то описать аппаратом под названием ум, мы рассматриваем как вспомогательные костыли, с помощью которых можно начать двигаться и облегчить себе движение вначале, когда это особенно тяжело. Но сами по себе техники никуда не ведут, так же как и костыль никуда не ведет. Техники и упражнения требуется наполнить правильным пониманием – зачем, ради чего мы их выполняем. Так мы будем придавать им направленность, т.е. задавать вектор наших духовных усилий.

Какой же вектор не ведет в заблуждения? Это основной вопрос подлинности практики. Этот вектор устремлен из заблуждений в слой чистых иллюзий, и дальше – в мир без иллюзий. Но чтобы этот вектор не только указывал, но и реализовывался в нашей жизни, мы должны наполнить его движением. Поэтому эта книга содержит как часть, затрагивающую направление, так и часть об усилиях в практике, которые порождают движение.

Например, многие достаточно продвинутые люди могут увлекаться диалектикой как методом поиска и накопления духовного богатства. Казалось бы, что может быть дороже духовного богатства? Но накопленное духовное богатство – это лишь идея. Человек не может быть духовно богат в состоянии отдельности от Бога, ведь источником Духа и, соответственно, духовного богатства является Бог. Пока человек отделен от Бога, он может быть духовно чуть богаче или чуть беднее по сравнению с кем-то еще из своего окружения. Но чаще всего такое богатство больше связано с различными знаниями или домыслами, нежели чем с Духом. Сравнение же своих достижений с окружением – не может входить в круг действий настоящего практика. В таких сравнениях мы лишь тешим свою гордыню и эго (даже если при этих сравнениях мы самоуничижаемся). Практик не тратит время жизни на подобные занятия.

С другой стороны, в процессе подлинной практики наступает этап потери отдельности. При этом любое накопленное личное духовное богатство обретает ничтожность и бессмысленность. «Внешнее» безгранично, а «внутреннее» ограничено. Процесс слияния выявляет эту колоссальную разницу в бескомпромиссном контрасте. Так становится понятно, что идея духовного богатства – это лишь заблуждение ума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: