Цели и задачи дисциплины
Цель курса – формирование у студентов философского мировоззрения, целостного понимания места человека в природе и обществе.
Задачи курса – формирование представлений о специфике философского мировоззрения, основных этапах историко-философского процесса; усвоение основных философских категорий, методов анализа философских текстов.
Основные дидактические единицы
Понятие и типы мировоззрения. Специфика философского мировоззрения. Функции философии.
Основные этапы развития философии. Античная философия. Философия досократиков. Натурфилософия и проблема первоосновы всего существующего. Постановка проблемы бытия в философии Элейской школы. Объективный идеализм Платона. Метафизика Аристотеля. Основные особенности средневековой философии. Теоцентризм как парадигма средневековой философии. Патристика и схоластика: основные проблемы. Реализм и номинализм в решении проблемы универсалий. Гуманизм, антропоцентризм, пантеизм философии Возрождения. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Немецкая классическая философия: проблема субъекта и объекта познания. Теория познания и этика И. Канта. Идеализм и диалектика Г.-В. Ф. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Философские идеи марксизма. Понятие неклассической философии. Иррационализм в философии. Русская философия. Основные направления философии второй половины 19-20 в.в: позитивизм, прагматизм, неокантианство, экзистенциализм, герменевтика, неомарксизм, фрейдизм и неофрейдизм.
|
|
Основные проблемы философии. Понятия бытия, материи, субстанции. Способ и формы существования материи. Диалектика как учение о развитии. Законы и принципы диалектики. Проблема познания в философии, основные позиции в ее решении. Уровни и формы познания. Специфика научного познания. Понятие истины и ее критерии. Сознание: сущность, этапы формирования в процессе антропосоциогенеза. Проблема человека в философии. Человек как биосоциальное существо. Проблема свободы, смысла жизни. Понятие общества, социальная структура, социальная динамика. Ценности в жизни человека и общества. Личность и культура. Формационный и цивилизационный подходы к развитию культуры.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- знать основные философские категории, философские школы и направления;
- уметь аргументировано представлять собственную точку зрения;
- владеть методами анализа философских текстов.
Виды учебной работы: лекции, семинары.
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.
Аннотация дисциплины
Иностранный язык (английский)
Наименование дисциплины
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 9 зачетных единиц (324 часа).