Предыстория разобщенности

Сегодня, вместе с координатором по социальной деятельности объехали четыре храма нашего викариатства. Везде всем знакомая картина: прекрасный храм, вокруг огромные пустующие территории, стенды с листовками, призывающими к общинной жизни. И полное отсутствие элементарной возможности присесть и выпить чашку чая. Чувствуешь себя лишним, чужим…

Современная цивилизация нисколько не мешает мусульманам и иудеям сохранять полнофункциональные религиозные общины. Проблема разобщенности православных людей имеет искусственные причины. Община складывается вокруг общего дела, вокруг созидания православной среды обитания. Если прихожане не занимаются созиданием культурно-экономической инфраструктуры, то они всегда будут разобщены. Духовная жизнь - дело индивидуальное, она не является фактором социализации.

Корни этой проблемы уходят в синодальный период, когда процесс естественной социализации был заменен административно-директивным управлением. Задача формирования православного уклада жизни была полностью возложена на государство. С началом петровских реформ трапезные перестали быть первоначальными элементами формирования общественной системы. Жизнь страны стала регулироваться «сверху», поэтому собираться вместе на приходах в неслужебное время нужды не стало. Трапезные превратились в архитектурные рудименты.

Ситуация еще больше усугубилась в советское время, когда церковь отделили от государства. Теперь она вообще перестала оказывать влияние на обустройство внехрамовой жизни. Православный народ несколько десятилетий вынужден был жить в атеистической среде обитания, которую возводил собственными руками…

Такая порочная ситуация сохраняется до сих пор. Церковь, и «сверху», и «снизу», остается отрезанной от процесса созидания православного уклада жизни. Взаимодействие с государством идет крайне неэффективно, потому что власть опирается на еврейский и мусульманский олигархат.

Казалось бы, нет аргументов, чтобы запрещать православным людям самостоятельно возводить общинную инфраструктуру (как это было с самых первых дней существования Церкви). Однако, по совершенно непонятным причинам, вследствие какой-то дурной советской наследственности, этого не происходит.

Для развития на приходах семейно-общинных форм некоммерческого предпринимательства нет, ни юридических, ни канонических препятствий. Православный народ жил подобным укладом всю свою историю, вплоть до синодального периода. И сейчас аналогичным образом живут православные монастыри, еврейские и мусульманские общины.

В последние дни мы много общались с «живыми людьми». Все хотят семьями участвовать в совместной культурно-хозяйственной жизни. Это весело и выгодно. Все хотят есть хлеб, испеченный приходским просвирником. Все хотят иметь уютное место, куда каждый вечер можно прийти всей семьей, поужинать, пообщаться. Проблема заключается в элементарной организации процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: