Распространение огня

Если пожар не удается локализовать в ранней стадии, то интенсивность его распространения нарастает. Огонь может распространяться путем:

1) теплопроводности;

2) излучением;

3) тепловыми потоками;

4) конвективными течениями.

Выделение тепла при пожаре зависит от площади и скорости горения. Средняя линейная скорость горения составляет в машинных отделениях (МО), машинно-котельных (МКО), котельных (КО), электростанциях (ЭС) – 8-10 м/мин, жилых и служебных помещениях – от 0,5 до 1,2 м/мин.

Быстрое распространение огня по судну вызвано большой насыщенностью судовых помещений горючими веществами, интенсивным нагревом изоляции и отделочных материалов, закрепленных по металлическим конструкциям.

На ускорение развития судовых пожаров значительное влияние оказывают так же возможные вторичные короткие замыкания (КЗ) судовых трасс, взрывы баллонов со сжатыми газами и паров топлива, способствуя возникновению новых очагов горения.

В закрытых помещениях пожар распространяется медленнее, чем в открытых.

При разгерметизации горящих отсеков (открытии дверей, люков, горловин, иллюминаторов0 возникают конвективные потоки раскаленных газов, внутрь поступает свежий воздух, что интенсифицирует процесс горения. Внутри замкнутого объема горящего помещения температура неодинакова. Ее наибольшее значение наблюдается в зоне горения, достигая в жилых и служебных помещениях 800-900 град. С, а в топливных цистернах – 1100-1300 град. С. Дым заполняет не только аварийное помещение, но и смежные. Это затрудняет поиск зоны пожара и действия по борьбе с ним.

Поэтому судовые пожары характеризуются следующими особенностями:

-быстрым распространением огня в смежные помещения по судну, угрозой взрывов;

-интенсивным заполнением аварийных и смежных помещений дымом и токсичными газами;

-ограниченным подходом к очагу пожара;

-возможное снижение остойчивости при тушении пожара водой;

-в море экипажу судна при тушении пожара рассчитывать можно лишь на свои силы и средства, которые ограничены.

Все это требует, при борьбе с судовыми пожарами высокой организации, грамотных и решительных действий, выдержки, самообладания, мужества.

Основные причины пожаров и взрывов на судах:

-нарушение правил взрывопожаробезопасности;

-эксплуатационные повреждения.

Наиболее опасными по статистике являются следующие нарушения правил со стороны членов экипажей судов:

-нарушение организации и проведения сварочных работ (до 30%);

-курение и другое небрежное отношение с открытым огнем (до20%);

-небрежность в использовании электронагревательных приборов (до 10%);

-нарушение правил эксплуатации электрооборудования;

-протечки топлив, масел, применение бензина и других ЛВЖ;

-взрывы паров топлива (авиатоплива).

Источниками воспламенения (зажигания) горючих материалов на судне могут быть:

-открытый огонь (курение, паяльная лампа, факел в котле, выброс пламени из топки котла, газо- и электросварка). Температура пламени достаточно высока (тление сигареты – 500 град. С, спички – 750-800 град. С, бензозажигалка – 1200-1300 град. С, сварка – 1500-3000 град. С);

-раскаленные продукты горения при работе котлов, дизелей, газовых турбин. Температура выходящих газов составляет 600-1100 град. С;

-искры при неполном сгорании в котлах и дизелях. Их температура 600-900 град. С;

-экзотермические реакции (пыли, жиры, фосфор, щелочные металлы, негашеная известь, окислители, перекиси, ацетилен, селитра и др.);

-короткие замыкания, перегрузка кабелей и аппаратов, электрические искры;

-статическое электричество при приеме топлива, его перекачке, при выходе сжатых газов из баллонов, при распылении красок и др.;

-искры от ударов твердых тел (вентиляторы, инструмент и др.);

-разогрев тел от трения (подшипники валов турбин, агрегатов и др.).

Взрывы и загорания ГСМ происходят в МО, КО, КМО, при утечке топлива и масел. При воспламенении паров ГСМ пожар носит объемный и быстротечный характер.

Любая горючая жидкость с температурой вспышки выше 60 град. С может стать легковоспламеняющейся при ее нагревании. Наибольшую опасность представляют собой легкие виды топлива) бензины, авиатопливо, керосин).

Наиболее высокой испаряемостью обладает бензин. Например, из канистры вместимостью 10 л за сутки через открытую пробку испаряется 1,5 кг бензина, а из бочки емкостью 200 л – 6 кг. Взрывоопасная смесь в этой бочке возникает уже при испарении первых 10-15 г бензина.

Пожары в энергетических отсеках происходят при нарушении режимов работы, правил эксплуатации, а также при аварии и поломке паротурбинных, газотурбинных, дизельных, компрессорных и других установок и обслуживающих их систем. Эти причины порождают образование пожаро- и взрывоопасных смесей ГСМ с воздухом, которые воспламеняются при появлении источников тепла.

Пожары электрооборудования являются следствием нарушения изоляции токоведущих частей (КЗ), перегрузки и перенапряжения сети, механических повреждений и воздействия агрессивной (в т.ч. морской воды) окружающей среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: