Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА
Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"
Утверждаю
Начальник кафедры БЖД
Доцент В.Ф.Чернышев
«_____»_________________ 2008 г.
ЛЕКЦИЯ
Тема: «Стационарные системы пожаротушения судов».
Обсуждена на заседании кафедры
Протокол №________
«_____»_____________200_г.
Новороссийск 2008 г.
Учебные цели:
В результате изучения данной темы слушатели должны:
ЗНАТЬ:
► Знать типы стационарных систем пожаротушения, их достоинства и недостатки.
БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ:
► Со стационарными системами пожаротушения, их составом и техническими характеристиками.
Учебные вопросы и расчет времени
I. Введение __5__ мин.
II. Основная часть _70__мин.(____) (____)
|
|
Первый учебный вопрос:
Системы пенотушения пожара.
_10__мин.(____) (____)
Второй учебный вопрос:
Системы углекислотного тушения пожара.
_15__мин.(____) (____)
Третий учебный вопрос:
Система инертного газа на танкерах и сухогрузах.
_10__мин.(____) (____)
Четвертый учебный вопрос:
Системы тушения пожара паром.
_15__мин.(____) (____)
Пятый учебный вопрос:
Система порошкового тушения пожара.
_10__мин.(____) (____)
Шестой учебный вопрос:
Система тушения пожара способом химического торможения реакции горения хладонами.
_10__мин.(____) (____)
III.Заключение _5___мин.
Учебный материал
Введение
В настоящее время в Мировом морском флоте используются многообразие типов судов, которые предназначены для перевозки разных грузов, как насыпных, так и наливных. Есть научные суда, специализированные и т.д. Разнообразие грузов, конструктивных особенностей каждого судна, насыщенность оборудованием делают суда опасными с точки зрения возникновения пожаров. Чтобы предотвратить возникновение пожара, а также вести с ним успешную борьбу, на судах применяют различные стационарные системы пожаротушения. Эти системы (а их на судне может быть две или три) подбираются к каждому типу судна в зависимости от предполагаемого перевозимого груза, размеров, энергонасыщенности и т.д. Эти системы содержат различные огнегасящие вещества, оборудование, органы контроля и управления.
В зависимости от огнетушащего вещества, судовые стационарные системы бывают пенотушения, углекислотного тушения, инертного газа, порошкового тушения, тушения паром и химического торможения реакции горения хладонами.
|
|
Первый учебный вопрос
Системы пенотушения пожара.
1.1. Системыприменяются на всех видах судов для тушения пожара
способом изоляции горящих материалов от воздуха и охлаждения их,
Используются 3 вида систем:
- объемного тушения воздушно-механической пеной высокой кратности в
пределах от 150:1 до 1500:1 и средней кратности в пределах от 15:1 до 150:1;
- поверхностного тушения воздушно-механической пеной средней
кратности в пределах от 15:1 до 150:1;
- поверхностного тушения воздушно-механической пеной низкой и средней кратности в пределах 3-6%. -15: 1;
- местного тушения воздушно-механической пеной низкой и средней кратности с использованием переносных и возимых пеногенераторов, воздушно-пенных стволов и лафетных стволов в пределах от 3:1 до 15:1.
Эти системы должны обеспечивать выработку пены, пригодной для тушения горящей нефти, а для танкеров, перевозящих жидкий груз с температурой вспышки ниже 60оС пена должна быть стойкой к спиртам.
1.2.Система объемного пожаротушения высокократной пеной.
(Приложение 1)
Система применяется для тушения пожаров в машинных и грузовых помещениях, на закрытых грузовых палубах паромов, малярных и других помещениях.
Состав системы:
1. Станция пенотушения (трубопровод заборной воды, цистерна с запасом ПО, трубопровод рециркуляции/перемешивания ПО в цистерне, трубопровод, подающий раствор пенообразователя из цистерны через дроссельную шайбу, к внутреннему или внешнему пеногенератору, трубопровод забортной воды, подаваемой помимо цистерны для смешивания с раствором пенообразователя, арматура КИП);
2. Пенопровод (трубопровод подачи пены в распылители помещения от пеногенератора станции или раствора пенообразователя к пеногенератору помещения).
3. Пеногенераторы и выпускные отверстия помещения (стационарные распылители).
Принцип работы системы.
Забортная вода, подаваемая насосом системы водотушения пожара, подается в цистерну с ПО и вытесняет смесь через дроссельную шайбу (дозирующее устройство) в магистральный трубопровод и смешиваясь с забортной водой, проходящей помимо цистерны поступает к пеногенератору станции или к пеногенератору защищаемого помещения и после них превращается в пену. За 1 мин. пена образует слой не менее 1м. Помещение заполняется полностью, вытесняя газы, дым, воздух и пары горючих материалов через специально открытый световой люк или вентиляционные закрытия.
Если площадь помещения больше 400м2, то пену вводят не менее чем в двух местах, расположенных в противоположных частях помещения.
Высокократную пену получают в генераторах с принудительной подачей воздуха от осевого вентилятора на пенообразующую сетку, смачиваемую раствором пенообразователя.
Запас ПО должен быть на пять объемов наибольшего защищаемого помещения судна, а производительность пеногенераторов – заполнять помещение пеной за 15 минут.
Принципиальная схема получения пены кратностью 1000: 1.
Если пеногенератор расположен так, что примыкает к защищаемому помещению, его выходные каналы должны отделять его на 450 мм от помещения и иметь заслонки из нержавеющей стали. Заслонки должны задействоваться автоматически средством дистанционного управления пеногенератора, связанного с ними.
Система пожаротушения низкократной пеной в машинных помещениях
Система по устройству аналогична системе пожаротушения высокократной пеной, устанавливается в дополнение к основной системе пенотушения в МП, чтобы пеной кратностью 12: 1 за 5 минут покрыть поверхность слоем толщиной 150 мм, по которой может разлиться жидкое топливо. Пена должна быть пригодна для тушения горящей нефти.
1.4. Стационарные палубные системы пенотушения на танкере (Приложение 1)
|
|
Система применяется:
- для защиты от пожаров танков и грузовой зоны;
- тушения горящих разливов нефти на палубах, а также для препятствия воспламенению еще не горящих розливов нефти;
- тушения пожаров во вскрытых танках.
В системе применяются внешние преобразователи пены – лафетные стволы и ручные пенные стволы (пеногенераторы), подключаемые к пожарным клапанам на палубном магистральном пенопроводе.
Состав системы:
1. Станция пенотушения с запасом ПО на 20 мин (при наличии системы инертных газов) образования пенного раствора кратностью 12: 1. Может быть 2 станции: носовая и кормовая. Конструктивно станция аналогична станции объемного пожаротушения высокократной пеной.
2. Главный пост управления системы, расположенный в подходящем месте вне грузовой зоны, вблизи жилых помещений, легкодоступный и обеспечивающий управление системой в случае пожара в защищаемых районах.
3. Пенная магистраль с секущими клапанами через каждые 30-40 м для отключения поврежденных участков и подачи пенного раствора к лафетам и ручным пенным стволам (пеногенераторам), проложенная вдоль судна.
4. Ответвления в надстройку и МО, заканчивающиеся гидрантами пены (пожарными пенными клапанами), от которых можно использовать переносные воздушно - пенные стволы или переносные пеногенераторы средней кратности.
5. Лафетные стволы с запорными клапанами для подачи не менее 3 л/мин на 1 м2 площади палубы в нос от него общей производительностью не менее 1250 л/мин и длиной струи не менее 40 м.
Лафетные стволы располагаются вдоль палубы на расстоянии не более 75% длины струи (30 м), выбрасываемой ими при отсутствии ветра.
6. Не менее 4х ручных пенных стволов (пеногенераторов) производительностью 400 л/мин и длиной струи не менее 15м (без ветра) обеспечивающие маневренность при борьбе с пожаром и защиту участков недоступных для лафетных стволов. Сдвоенные пожарные краны устанавливаются вдоль судна на расстоянии не более 20м друг от друга для подачи раствора к пенным стволам и переносным пеногенераторам.
|
|
7. Для повышения живучести танкера при пожаре в грузовой зоне по левому и правому борта кормовой рубки или надстройки устанавливаются лафетный ствол и сдвоенный пожарный кран для ручного пенного ствола с рукавом.
Примечание:
В грузовой зоне параллельно пенопроводам проложены трубопроводы системы водотушения для подключения лафетных стволов и ручных пенно – водных стволов для подачи водяных струй.
Принципы работы системы.
При пожаре станция пенотушения, приводится в рабочее состояние.
При открытии запорного клапана пенный раствор подается по палубному магистральному пенопроводу к лафетным стволам и ручным пенным стволам (пеногенераторам). Пена заливает палубу или подается во вскрытые танки. При этом пеногенераторы должны обеспечивать подачу пены на всю площадь палубы зоны грузовых танков, а также в любой грузовой танк, палуба которого вскрыта.