В 1990-е гг. исследователи проявляют повышенный интерес к различиям полов в общении и нравственном развитии. В работе «In a Different Voice» («Чужим голосом») Кэрот Джиллиган.рассматривает отличия (речь не идет о категориях «хуже» или «лучше») •женского и мужского понимания морали, добра и зла. Так. принимая решения, мужчины опираются на абстрактные понятия, правила и иерархию, тогда как женщины ориентируются на отношения с другими людьми и на качество взаимоотношений. В публикации «YoujuslDon't Understand* («Вы просто не понимаете») Дебора Таннен отмечает, что женщины более коммуникабельны, стремятся оказывать поддержку коллегам. Мужчины же предпочитают конкурентный стиль общения, ориентированы на достижение результата Во взаимоотношениях женщины стремятся к партнерству, тогда как мужчины любят давать: сонеты и предлагать решения.
Необходимо отметить, что по стилю поведения ни один человек не является в чистом виде «мужчиной» или «женщиной». И все же исследователи выделяют основные различия стилей общения-цредставитслей-противоположных полов. :: i •
|
|
Мужской стиль. Преобладающие " • • '..'..' челтм |
Женский стиль. Основное внимание
•>С;:': -'V.-: •;..° уделяется'; •'.:, :
Утверждение превосходства и уникальности •.>.•••. | | | || Результаты исполнения рабочих заданий Содержание^ V, /. -.S ' ^'ШШШ^ Прямые требования В рабочее время — Деловой стиль;, :;-:' общеПИЯ "'':'': у. .' < ••' - •.' •••:• • I Акцент на правила, процедуры, приемы решения проблем :; " Демонстрация власти через апеллирование к занимаемой должности |
Пониманию:--/::.: :;
Личным нуждам (своим или чужим)
Процессу ';: :;":::
Намекам.::; :i
Действиям,; направленным на то, чтобы другие люди чувствовали себя комфортно, были приняты всеми членами коллектива
В решении проблем полагаются на взаимо
отношения:
Демонстрация власти через требование
уважения к другим V; :
Глава 14. Многообразие раоочей силы
В основе образа «идеального» работника лежат предположения о равенстве как о сходстве индивидов. Когда такие качества, как «женатый», «конкурентоспособный» или «протестант», рассматриваются как норма, многие сотрудники чувствуют себя так, будто они не соответствуют требованиям данной организации. Люди с другим цветом кожи, женщины, гомосексуалисты, инвалиды, пожилые и другие работники с определенными отличиями ощущают свою «ущербность», могут оказаться жертвами стереотипов, признаваться ущербными только потому, что они отличаются от других. Белые гетеросексуальные мужчины, многие из которых сами не соответствуют параметрам «идеального» работника, также могут чувствовать себя дискомфортно в монокультуре, возмущаясь стереотипами, которые клеймят всех белых мужчин как расистов и сексуальных извращенцев. Признание ценности разнообразия означает уверенность в том, что все люди имеют на рабочем месте равные возможности5.
|
|
Целью организаций, стремящихся к культурному разнообразию, является плюрализм, а не монокультура, этнорелятивизм, а не этноцентризм. Этнорелятивизм — это вера в то, что все группы и культуры изначально равны. Плюрализм означает, что организация принимает несколько субкультур. Движение в сторону плюрализма означает стремление к более полной интеграции в организацию тех работников, которые в противном случае могли бы чувствовать себя изолированными и отверженными.
Для перехода от монокультуры к плюрализму большинству организаций придется приложить огромные усилия. В условиях монокультуры работники не задумываются о культурных различиях или приобретают негативные стереотипы относительно Ценностей других людей, полагая, что высшим достижением цивилизации является их собственное мировоззрение. Обучение облегчает сотрудникам принятие различных образов мышления и стереотипов, является первым шагом в отходе от узколобо-
Часть 4. Организация
Глава 14. Многообразие рабочей силы
Источник: Marilyn Loden andjuly Rozener, Worldforce Americal, Homewood, III.: Business One Irwm.1991,17-53.
Рис. 14.2. Основные допущения «мужской белой» монокультуры
го, этноцентричного восприятия мира. В конечном итоге работники учатся интегрироваться в разнообразные культуры, т. е. избавляются от стереотипов поведения, в соответствии с которыми суждения о приемлемости, пользе, вреде и нравственности выносятся в связи с культурными различиями. Напротив, последние воспринимаются как неотъемлемые, естественные, как источник радости, а значит, организация должна культивировать истинный плюрализм, использовать преимущества многообразия человеческих ресурсов.
Например, менеджмент компании IBM поставил целью избавление от мои культурного мышления. В ее калифорнийском отделении, к примеру, учрежД' ежегодный день многообразия, когда работники одеваются в национальные ко< тюмы, исполняют традиционные танцы, готовят для всех свои национальные блюда. В компании ежемесячно демонстрируются видеофильмы об особенностям различных культур.