ОБОСНОВАНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯ
Применение самоходного транспортного оборудования является важнейшим техническим направлением в работе горнорудных предприятий. Применение его позволяет увеличить производительность труда в несколько раз, увеличить интенсивность разработки и соответственно снизить себестоимость очистной выемки руды.
Основным оборудованием цеха Рудник СКРУ-3 ОАО «Сильвинит» является подземный комбайновый комплекс, который состоит из комбайна типа «Урал 20А», самоходного вагона 5ВС-15М и бункера-перегружателя БП-14А.
Сегодня в цехе функционирует 14 комбайновых комплексов. Шахтные самоходные вагоны, которые предназначены для приема руды от комбайна, временного ее накопления и доставки от забоя до мест перегрузки на участковые или общерудничные средства транспорта, имеют грузоподъемность 15 тонн.
Смысл данного проекта заключается в вводе шахтных унифицированных самоходных вагонов ВС-25Э и бункера-перегружателя БП-22 грузоподъемностью 25 тонн, что приведет к увеличению производительности и сокращению комбайновых комплексов до 12 штук. Уменьшатся амортизационные отчисления, затраты на электроэнергию. Сократится численность персонала, фонд оплаты труда работающих, что приведет к снижению полной себестоимости единицы продукции и полной себестоимости всего выпуска продукции.
|
|
Все вышесказанное является экономическим эффектом от внедрения новшества. Но результатом внедрения данного проекта одновременно является и развитие моральной заинтересованности работников. Внедрение новой техники улучшит условия труда работников, послужит стимулом развития их личной заинтересованности, инициативы и совершенствования деятельности, улучшит психологический климат в коллективе. Высвободившиеся работники могут пройти переподготовку и обучение по другим специальностям, повысить квалификацию, что приведет к повышению не только моральной, но и материальной заинтересованности. Они могут быть востребованы в различных структурных подразделениях общества.
ДОСТАВКА РУДЫ ИЗ ЗАБОЯ
Недостаточно высокая нагрузка на очистной забой, многооперационность, большой объём механизированных операций при буровзрывной отбойке обусловили перспективность механизированной выемки калийных руд с помощью комбайнов.
Первоначально на калийных рудниках наибольшее распространение получил комплекс из комбайна и скреперной установки «Калий-4». Концевой блок скреперной установки закрепляли на комбайне, и руду из отвала за комбайном ковшом скреперной лебёдки перемещали до конвейера на выемочном штреке.
Достоинство такого комплекса – возможность промежуточной бункеризации руды в выработке. При неполадках в транспортной системе рудника и остановке конвейера комбайн и скреперная установка продолжали некоторое время работать. Когда конвейер опять начинал работать, скреперной установкой, обладающей при малом расстоянии транспортирования высокой производительностью, руду быстро перегружали на конвейер.
|
|
Однако такой комплекс имел существенный недостаток: с увеличением расстояния доставки увеличилась продолжительность рабочего и холостого хода ковша. Скреперная установка не успевала убирать всю руду, отбитую комбайном, и комбайн простаивал. Кроме того, при движении ковша скреперной установки тяговое усилие лебёдки через концевой блок передавалось на комбайн, снижая его напорное усилие и тем самым его производительность. Также перед отгоном комбайна из камеры необходимо было зачищать почву выработки от руды, оставляемой ковшом у стенок.
В настоящее время скреперные установки в комбайновом комплексе заменены самоходными вагонами, которые имея ёмкость, во много раз превосходящую ёмкость ковша скреперной установки, и высокую скорость транспортирования, обеспечивают более высокую производительность.
Для приёма руды с комбайна в период движения и разгрузки самоходного вагона в комплексе используется бункер перегружатель. Бункер имеет примерно одинаковую ёмкость с самоходным вагоном.
После заполнения бункера и подачи под его разгрузочную часть самоходного вагона включается донный конвейер. Периодическим включением донного конвейера самоходного вагона обеспечивается полная загрузка. На время разгрузки бункера – перегружателя комбайн, как правило останавливают. Это объясняется стремлением рационально заполнить бункер – перегружатель: разгружается бункер–перегружатель значительно быстрее чем загружается.
Самоходный вагон разгружается непосредственно через рудоспуск на участковый конвейер. Порожний самоходный вагон возвращается к комбайну.
Основной недостаток такого комплекса – невозможность бункеризации руды в камере в случае остановки магистрального транспорта и зависимость производительности самоходного вагона от расстояния доставки. Очевидно, что наибольшая производительность комплекса достигается при условии возвращения вагона до окончания загрузки бункера – перегружателя. В этом случае производительность комплекса определяется только комбайном.
Кроме расстояния доставки производительность комплекса определяет параметры оборудования, его конструктивные особенности, длительность необходимых вспомогательных операций, надёжность оборудования, входящего в комплекс, уровень организации труда и т. п.
Рис. 4.1. Технологическая схема доставки руды из забоя
1 – Пункт разгрузки руды (рудоспуск);
2 – Самоходный вагон;
3 – Бункер – перегружатель;
4 – Комбайн.