В этой экспериментальной пробе оценивается сформированность у ребенка сложных произвольных движений, умение подчинять речевой инструкции свои действия и ситуации конфликта непосредственного восприятия стимула и его условного значения.
Инструкция «Я поднимаю палей, а ты в ответ поднимаешь кулак и сразу опускаешь. А если я подниму кулак, ты должен поднять палей и сразу опустить».
Пробы начинаются лишь после того, как ребенок правильно повторит речевую инструкцию
1-й этап: К-П-К-П-К-П и т.д. Вырабатывается стереотип двигательных реакций.
2-й этап. Резкая ломка стереотипа К-К-П-П-П-К-П-К-К-К Проверяем, насколько ребенок правильно выполняет действия в связи с первоначальной инструкцией.
Если ребенок ошибается, просим его повторить инструкцию. В случае неправильных действий после укрепления речевой инструкции надо уточнить ее вопросами: «Ты все правильно сделал? А как надо было сделать?».
Если и после этого отмечаются эхопраксии, последовательность предлагается в медленном темпе
Проба на смену поз руки.
Предусматривает оценку динамической организации движений – плавности переключения с одного элемента движения на другой или серии движений на другую.
Двигательная серия – первая: кулак – ребро-ладонь; вторая – ладонь-кулак-ребро или ребро-ладонь-кулак; третья – кулак – ребро- ладонь
Инструкция. Дается зрительный образец движения, который сопровождается объяснением: «Посмотри, как я делаю, и потом повтори. Будешь выполнять эти движения, пока я не скажу хватит».
Тест проводится сначала правой рукой, потом левой.
Проба на исследование пространственной организации движений.
Выявляется умение обследуемого воспроизводить определенные положения рук, расположенных в различных координатах пространства – горизонтально, фронтально, сагиттально; вверху, внизу; слева, справа. Тест включает одноручные и двуручные движения, которые могут быть односторонними и перекрестными.
Инструкция « Повторяй за мной движения – какой рукой буду делать я, такой и ты. »
Процедура. Экспериментатор садиться напротив ребенка и предлагает ему воспроизводить положение своих рук, меняя их ориентировку в горизонтально-сагиттальных координатах и координатах слева-справа. Сначала предъявляются одноручные пробы, затем двуручные.
Тест применяется в медленном темпе.