УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Макроэкономика как особая сфера человеческих знаний о наиболее общих взаимосвязях и закономерностях поведения хозяйствующих субъектов возникла намного позже экономической теории в целом и отличается значительно большей практической направленностью.
Особенностью ее методологических подходов является агрегирование связей и показателей, на основе которых оцениваются состояние и направления развития национальной экономики в целом, определяются направление и инструменты стимулирования экономического роста.
В условиях нестабильного развития знание макроэкономики особенно актуально, поскольку создает теоретическую и методологическую базу формирования научно обоснованной экономической политики государства, крупных транснациональных корпораций, межгосударственных объединений, направленной на снижение негативных последствий цикличности и несбалансированного экономического роста.
|
|
В процессе освоения дисциплины предполагается значительный объем самостоятельной работы студентов (аудиторной и внеаудиторной). Список вопросов по каждой из тем, некоторые тестовые задания и задачи, а также, рекомендуемая литература, представлены в п.4.
По большинству тем для закрепления теоретических знаний проводятся контрольные работы в форме решения задач, письменного и интернет-тестирования. Для успешного применения теории к анализу практических проблем предусматривается индивидуальная и групповая работа (в микрогруппах), подготовка и презентация (в т.ч. с использованием мультимедиа) докладов по актуальным макроэкономическим проблемам развития российской экономики, написание и защита курсовой работы. Формой итогового контроля по курсу является устный экзамен.
Тема 1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики.
После изучения данной темы студент должен знать:
- причины накопления, обработки и источники макроэкономической информации, особенности методологических подходов в макроэкономике, роль и значение современного государства на макроуровне;
Студент должен уметь:
- отнести рассматриваемую экономическую категорию к соответствующему уровню анализа, определять взаимозависимость экономических процессов на микро- и макро- уровне, использовать метод агрегирования при изучении особенностей экономического поведения субъектов макроэкономики.
Содержание темы 1:
Особенности предмета и методологических подходов в макроанализе. Макроэкономическая структура национальной экономики, макросектора как экономические субъекты. Макроэкономические функции государства: информационно-аналитическая и стабилизационная. Источники макроэкономической информации.
|
|
Практическая работа по теме 1:
1. Предмет макроэкономики, взаимосвязь макро- и микроуровней анализа. Особенности методологии позитивной и цели нормативной макроэкономики.
2. Макроэкономические функции и задачи государства в современной экономике.
Основная литература:
1.Курс экономической теории/ под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой- Киров, 2012.
2.Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика.–М:Республика, 2010.
3.Макроэкономика: учебник для бакалавров. Доп. МО РФ / [А. В. Аносова, И. А. Ким, С. Ф. Серегина и др.]; НИУ при Высшей школе экономики, под ред. С. Ф. Серегиной.— М.: Юрайт, 2012.-523 с.
Дополнительная литература:
1.Макроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной- М.: КНОРУС, 2009.
2. Экономическая теория/ под ред. В.Д.Камаева- М.:Владос, 2012.(2010)
3. Киселева Е.А. Макроэкономика.-М.:Изд-во КНОРУС, 2011.(2007)
4. Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие/ С.С.Носова, В.И.Новичкова.- М.: КНОРУС, 2009.
5. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. –СПб.: Питер,2007, 2009.
Самостоятельная работа по теме 1 (аудиторная) предполагает ответить на следующие вопросы:
1. Как связаны между собой макро-, микро- и мезоэкономика?
2. Как конкретно применяется метод агрегирования?
3. Какие негативные последствия может иметь государственное вмешательство в функционирование рыночной системы на макроуровне?
Самостоятельная работа по теме 1 (внеаудиторная) предполагает закрепление сущностных и функциональных взаимосвязей в рыночной системе с помощью тестовых заданий, например: Отнесите конкретное направление деятельности правительства к соответствующей функции государства в рыночной экономике:
1. Для стимулирования частных инвестиций правительство внесло в парламент проект закона о более низкой ставке налога на прибыль и дало поручение Центральному Банку снизить ставку рефинансирования.
2. Правительство приняло решение увеличить размер минимальной оплаты труда, при этом средством повышения зарплаты в бюджетной сфере должны стать повышенные налоги на алкоголь и игорный бизнес.
3. Правительство решило в этом году не увеличивать тарифы на услуги грузового железнодорожного транспорта.
4. Правительство внесло в парламент новый закон, на основании которого ужесточаются требования по сертификации продукции, содержащей генномодифицированные компоненты.
5. Дополнительные бюджетные доходы из-за повышения экспортных пошлин на нефть и газ правительство решило направить на субсидирование частных и государственных фирм, развивающих нанотехнологии.
Функции государства:
А) Создание правовой базы функционирования рынков
Б) Защита конкуренции и регулирование монополий
В) Корректировка рыночного распределения доходов
Г) Корректировка рыночного распределения ресурсов
Д) Стабилизация экономики
Литература к самостоятельной работе:
1.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. –СПб.: Питер, 2009
2.Киселева Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс. М.: КНОРУС, 2011.
3.Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: макро- и микроуровень. М.: Дело, 2009.
5.Макроэкономика: теория и российская практика/под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной.- М.:КНОРУС,2009.
6.Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика/ под ред. Л.С. Тарасевича.-СПб.:Питер, 2012.
7.Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие/ С.С.Носова, В.И. Новичкова.- М.: КНОРУС, 2009.