Сохранить себя живым

Копаясь в архивах, в старых научных журналах я обнаружила результаты уникальных исследований, проводимых в двадцатые годы в России, когда рождалась наука об учителе - дидаскология. Поставив перед собой задачу понять структуру учительского труда и особенности личности педагога, в СССР работало несколько исследовательских коллективов, включавших специалистов разного профиля: врачей, философов, психологов, самих педагогов, психотехников. Книги с результатами их исследований вынесли из спецхранов только в 1985 году, так я и открыла имена В. Кашкадамова, Т. Маркарьянова, М.Рубинштейна, А. Шафрановой.

Суть тех работ состояла в описании процесса учительской деятельности. М. Рубинштейн писал: «Прежде всего, необходимо избавиться от устаревшего предрассудка, что какое-либо педагогическое заведение может выпустить готовых завершенных педагогов. Ожидание учителей, что их кто-нибудь подготовит, что им дадут всемогущие правила и наставления со стороны, ожидание рецептов - это лишний шанс на тяжелые неудачи и разочарования». «Мы можем сказать, что организованная в прежнем виде педагогическая система была местом для воспитания анормальностей учителя и создавала учительский невроз», - писал тогда Лев Выготский. Главный вывод исследований двадцатых годов: задача учи геля «сохранить себя живым в условиях, когда нет никакой культурной и профессиональной поддержки». Работу учителя тогда часто называли подвижничеством.

Психологи А. Шафранова и М. Рубинштейн писали о том, что огромные нагрузки на нервную систему и эмоциональную сферу приводят к профессиональной деформации личности учителя. Застой, педантизм, формализм, привычка рассуждать вслух, упрощенность речи и мышления, наивный подъем, напыщенность приводят к сужению кругозора, а то и к полной потери личности. Перегрузки часто не осознаются учителем. Беспрерывное творчество, внеурочная работа над собой и предметом, невероятное количество требований, частые неспецифические эмоции - все это не проходит бесследно.

Как и в двадцатые, сегодня учительскую профессию по-прежнему сопровождают раздражительность, тревожность, зашкаливающая взволнованность, чувство безнадежности, бессмысленности своего дела, своей жизни, постоянное переживание чувства вины. Как и прежде, точны советы М. Рубинштейна, который писал в 1927 году о том, что учителю важно развивать в себе умение «вживаться в чужую психику, даже перевоплощаться, но не растворяться в ней», «стоять выше, но не ставить себя выше других» - термин эмпатия, как знают многие читатели, родился значительно позже. Спустя пятьдесят в лет появился и другой термин «burnout», буквально переведенный с английского как «эмоциональное сгорание».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: