Тема: Исследование хлорофилла листьев растений методом фотоэлектроколориметрии (ФЭК)
Цель работы: 1. Ознакомиться с сущностью фотоэлектроколориметрического метода (ФЭК).
2. Приготовить спиртовую (или вводно-спиртовую) вытяжку листьев растений (вытяжку хлорофилла).
3. Исследовать хлорофилл (в виде вытяжки) листьев растений с помощью метода ФЭК.
Материалы и оборудование: Листья растений (около 10 г); 96 %-водный спирт; дистиллированная вода; плитка; химические стаканы на 20-50 мл; стеклянные палочки; прибор ФЭК (КФК-2, КФК-2М, СФ); кюветы l = 1 см (можно использовать кюветы l = 0,5 см, l = 2 см и другие); миллиметровая бумага; воронки; фарфоровая ступка; фарфоровый пестик, коническая колба; платка; асбестовая сетка.
Ход работы:
Вначале готовят вводно-спиртовую вытяжку из зеленых листьев растений. Для этого 96 %- водный раствор спирта объемом 20 мл смешивают с равным объемом дистиллированной воды. Часть полученной смеси (спирт-вода, 1:1) объемом 10 мл оставляют, а другую часть объемом 30 мл используют для экстракции (выделения) хлорофилла из листьев. Листья измельчают в ступке, помещают в коническую колбу, заливают 20-30 мл смеси спирт-вода, 1:1 и выдерживают на плитке с асбестовой сеткой 10-15 минут при температуре 60-700С. Затем смесь охлаждают, фильтруют; фильтрат зеленого цвета представляет собой водно-спиртовую вытяжку хлорофилла, которую используют для фотоэлектроколориметрических исследований.
|
|
Метод ФЭК основан на способности окрашенных растворов поглощать энергию электромагнитных излучений.
Основу прибора ФЭК составляет источник излучения (лампа), светофильтры для получения монохроматического излучения, шкала оптической платности.
В одну кювету помещают смесь спирт-вода, 1:1 (эта кювета с контрольным раствором), в другую кювету помещают вводно-спиртовую вытяжку хлорофилла (исследуемый раствор).
Колориметрируют при различной длине волны λ, каждый раз отмечая в тетради показания оптической плотности (в таблице 9)
Таблица 9.
Величина оптической плотности | Длина волны, λ, нм | ||||||||||
Д |
Далее на миллиметровой бумаге строят график зависимости величины оптической плотности Д от длины волны λ. Этот график представляет собой спектр поглощения хлорофилла. На нем отмечают λ с максимальным поглощением (максимальным значением оптической плотности), которая соответствует максимуму поглощаемой хлорофиллом солнечной энергии в процессе фотосинтеза.
Протокол № 7
Тема: _____________________________________________________________
Цель: _____________________________________________________________
|
|
__________________________________________________________________
Порядок выполнения лабораторной работы:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальная часть лабораторной работы:
График зависимости величины оптической плотности Д от длины волны λ:
Вывод: ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Пользуясь основной и дополнительной литературой, выполните задания для самостоятельной работы:
1. Что такое хлорофилл?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие еще пигменты растений вам известны?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что такое фотосинтез?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какую роль выполняет хлорофилл в процессе фотосинтеза?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В чем состоит сущность фотоэлектроколориметрического метода исследования пигментов растений?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как приготовить вытяжку хлорофилла?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Почему для приготовления вытяжки хлорофилла применяют спиртовые или вводно-спиртовые смеси?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что составляет основу прибора ФЭК?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Что такое спектр поглощения вещества?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. При какой длине волны λ наблюдается максимум поглощения хлорофилла?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемая литература:
а) основная литература:
1. Биологические основы сельского хозяйства: учеб. Для студентов вузов, обучающихся по специальности 032400 «Биология»/И.М. Ващенко [и др.]; под ред. И.М. Ващенко. – М.: Академия, 2004. – 538, [6]с. – (Высшее профессиональное образование. Педагогика). – Библиогр.: с. 532-533. – Допущено УМО.
2. Глинка, Н.Л. Общая химия: [учеб. пособие для студентов нехим. специальностей вузов] / Н.Л. Глинка; под ред. А.И. Ермакова. – 30-е изд., испр. - М.: Интеграл-Пресс, 2007.
3. Практикум по курсу «Биологические основы сельского хозяйства»: учеб.-метод. пособие / В.И. Соколов. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – 99 с.
б) дополнительная литература:
1. Агрохимия / Б.А. Ягодин, П.М. Смирнов, А.В. Петровский и др.; под ред. Б.А. Ягодина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1989.
2. Мельников, Н.Н. и др. Пестициды и регуляторы роста растений. Справочник. - М: Химия, 1995.
3. Петербургский, А.В. Агрохимия и физиология питания растений. – 2-е изд.; пераб. – М.: Россельхозиздат, 1981 – 184 с.
4. Практикум по агрохимии. Под общ. Ред. А.С. Радова. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.; «Колос»,1978.