Метод эксперимента в психологии

Метод – это способ научного познания какой либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. В современной психологии методы исследования условно делят на объективные методы, описательные и методы психологической помощи.

Экспериент – это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения наблюдаемого объекта. От простого наблюдения эксперимент отличается тем, что исследователь, изучая какое-либо явление, может произвольно изменить условия, при которых оно совершается, и, наблюдая результаты такого вмешательства, делать выводы о закономерностях изучаемого явления.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование). Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом..

В зависимости от характера экспериментальной ситуации выделяют лабораторный и естественный эксперимент. В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в изучаемый объект эксперимент делят на констатирующий и формирующий (или психолого-педагогический эксперимент –ЗУНЫ).

При формирующем эксперименте ставится цель не только установить закономерности как при констатирующем эксперименте, но и использовать эти закономерности для достижения целесообразных для исследования результатов. В зависимости от логической структуры доказательства гипотезы эксперимент делят на последовательный, параллельный и перекрестный. При параллельном эксперименте существует экспериментальная и контрольная группа. Доказательство опирается на сравнение состояния экспериментальной и контрольной группы. В последовательном эксперименте изучается только 1 объект, а доказательство основано на сравнении состояния этого объекта до и после воздействия. При перекрестном эксперименте экспериментальная и контрольная группа меняется местами от этапа к этапу исследования. Квази-эксперимент – особенность его в том, что в нем не диагносцируется первоначальное состояние, а только результаты и по результатам доказывается эффективность эксперимента.

Психологические гипотезы — предположения, сформулированные относительно психологической реальности в рамках использования тех или иных психологических представлений; соответствующие теоретическим представлениям понятия функционируют в гипотезе в качестве гипотетических конструктов. Традиционно(вслед за Р.Готтсданкером и Н.В.Дружининым) понимание гипотезы дается как соотношения зависимой и независимых переменных. В педагогие, и частично в педагогической психологии, гипотезу рассматривают как трехчастное соотношение, посторенное по формуле: Если, то....,т.к....

Требования к научному эксперименту: -наличие независимых (варьируются экспериментатором и изучается их влияние на зависимые переменные.это предполагаемые причины объясняемого явления) и зависимых переменных (само объясняемое явление или предполагаемое следствие действия этих причин)

-наличие процедуры варьирования значний независимой переменной-наличие альтернативных гипотез, которые по иному, чем основная объясняют получ рез-ты.-наличие экспериментальной (на ней проводится эксперимент) и контрольной группы (сравн рез-ты).-контроль экспериментальной ситуации.

В эксперименте можно проверить гипотезы о причинно-следственных связях и зависимостях между изучаемыми явлениями+теоретически осмыслить все собранные факты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: