Работа с чувствами и состояниями. Ирина Шевцова

Основное отличие в содержании личностного тренинга от других тренингов- это работа с чувствами. Вопрос «Что ты чувствуешь?» является для меня, как для тренера, ключевым. С идентификации и называния чувства начинается выстраивание стратегии работы с участником. А сделать это ужасно тяжело- отсутствуют в нашем словаре эти слова! Не смогли научить нас родители, как это называется, когда хочется хлопнуть дверью или сделать самому себе больно, когда хочется плакать и выть от бессилия, когда ноет в груди или, напротив, ноги отрываются от земли и хочется обнять весь мир. Знаете, что отвечают люди (и даже коллеги) на вопрос: Что ты чувствуешь?

Вот варианты: - Я чувствую, что он не прав (мысли)

- Я чувствую, что у меня темнеет в глазах(ощущения)

- Я чувствую, что больше никогда не буду этого делать (поведение)

Надо быть к этому готовым, как при воспитании маленького ребенка говорить, как называется то или иное состояние, терпеливо и настойчиво искать нужные слова.

Помню, один анекдотический случай, свидетелем которого я была на тренинге.

Тренер: «А что ты чувствуешь?»

Участник: «Мне больно»

Тренер: «Это ощущение, а что ты чувствуешь?»

Участник: «Ну, не знаю, наверное, я чувствую, что со мной обошлись жестоко»

Тренер: «Это мысли, а что ты чувствуешь?»

Участник: «Что надо выяснить отношения с этим человеком»

Тренер: «Это поведение, а что ты ЧУВСТВУЕШЬ?»

Участник: …молчание

Тренер: ЧТО ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ?!

Участник: КОЗЛОМ Я СЕБЯ ЧУВСТВУЮ!!!

Вот и поговорили…Вопрос о чувствах- не разменная монета, им нельзя злоупотреблять. Я задаю его не так уж и часто. И еще- это не вопрос ради вопроса, это только начало, отправная точка, а дальше работа может пойти в любом направлении, туда, куда логично пойти именно с этим участником, именно в это время. Две оси, которые создают поле для работы на личностном тренинге- линия времени: прошлое, настоящее и будущее и сферы психической жизни человека: мысли, чувства, поведение. И не обязательно начинать с чувств, но важно к ним прийти.

Теоретической основой моей работы с чувствами является теория дифференциальных эмоция Силвана Томкинса. Согласно ей:

- Эмоции являются детерминантом поведения в широчайшем диапазоне его проявлений;

- Эмоции- основные мотивационные системы организма;

- Взаимовлияние эмоциональных процессов с когнитивными, моторными, гомеостатическими процессами.

- Постоянное переживание эмоций, присутствие их в сознании.

- Затруднения с осознаванием и вербализацией людьми своего эмоционального состояния, что приводит к неосознаванию мотивов поведения.

Я не буду сейчас объяснять отличие чувств от эмоций, думаю, что мои читатели могут это сделать самостоятельно, отмечу лишь осознанность и устойчивость чувств по сравнению с эмоциями, а значит и лучшую идентификацию и меньшие сложности с определением названия своего переживания. Иными словами, человеку легче сказать: «Я люблю своих родителей», чем ответить, что он почувствовал в результате выполнения упражнения. В первом случае речь идет о чувстве, во втором- о эмоции. Но вопрос «Какую эмоцию ты пережил?» звучит очень не по-русски, и мы произносим привычное: Что ты чувствуешь? Оставим эти умозаключения теоретикам, перейдем к тренерской практике. И начнем с задач. Какая бы тема ни была заявлена в основе тренинга, задачи по работе с чувствами будут приблизительно следующими:

- Исследовать собственные эмоциональные состояния, учить идентифицировать и вербализовать их.

- Исследовать проявления собственных чувств и эмоций, способствовать формированию навыков выражения эмоциональных состояний.

- Способствовать осознаванию собственных способов регулирования эмоций, развивать навыки самовосстановления.

- Дать знания о роли чувств, как мотиватора поведения, познакомить с различными видами чувств и эмоций.

- Способствовать принятию себя через принятие собственных чувств.

- Развивать эмпатию.

- Учить методам профилактики эмоционального выгорания.

Это основное, задачи можно добавлять, делать их уже. Но, на мой взгляд принципиально, чтобы работа с чувствами не сводилась просто к их называнию.

Наверное не очень привычно видеть в списке задач личностного тренинга просветительную задачу – «дать знания». Я их даю, вплетаю в контекст тренинга, представляю в виде пояснений или отдельным блоком. Эти знания являются той универсальной информацией, которая позволяет человеку работать со своими чувствами самостоятельно, без участия тренера, после тренинга, становятся инструментом самопознания.

Можно написать для участников список базовых эмоций на доске, а можно совместно с ними его составить, поясняя, давая описание различных переживаний – это зависит от того, как глубоко вы планируете погрузиться.

Фундаментальные (базовые) эмоции:

- Интерес-волнение;

- Удовольствие-радость;

- Удивление;

- Гнев;

- Страх;

- Отвращение;

- Презрение;

- Стыд;

- Вина.

Две или несколько фундаментальных эмоций, часто возникающие у человека, могут формировать эмоциональные черты личности:

- Тревожность;

- Депрессия;

- Любовь;

- Враждебность.

Я тренировала себя очень долго в определении и описании своих чувств и эмоций. Удивительно, но когда слово найдено, наступает облегчение, как будто после описания всех симптомов наконец поставлен диагноз и теперь можно приступить к лечению. Эта метафора очень подходит к случаям, когда чувство является проблемой, но этого может и не быть. Не каждое переживание, и даже не каждую боль надо бросаться лечить, важно понять и принять это состояние, в этом суть работы на тренинге.

Чувства на тренинге можно рассматривать как фон или взять их в фокус, сделать содержанием работы.

В первом случае речь идет о той эмоциональной атмосфере, которая царит в группе на протяжении всего тренинга и не связана с темой и содержанием работы. Эти чувства связаны скорее всего с групповыми процессами (которые достойны отдельной главы) и взаимоотношением с тренером. Наиболее приемлемым фоном для личностного тренинга является интерес, думаю это бесспорно. Проявляется он через активную работу, желание участвовать во всем, что предложит тренер. Мой типичный утренний шеринг, к примеру, длится два часа. Иногда на тренерском тренинге меня спрашивают- как люди, не подготовленные профессионально выдерживают этот процесс? Легко! Им интересно, они сидят и слушают, потому, что все, что происходит на шеринге, касается каждого из них, дает ответы на их собственные вопросы, провоцирует их собственные переживания, даже сели тренер беседует с другим. Интересом, как и любым другим чувством, можно заразить. И источником заражения конечно же будет тренер. Истинный, неподдельный интерес ко всему, что происходит на тренинге и к каждому участнику. Мне на самом деле интересно, почему у Саши не ладятся отношения с женщинами, а Марину с детства мучают ночные кошмары, мне интересно, как проявляются страхи в поведении Риты и что могут означать образы хищных зверей на рисунке у Светы. Если тренер не создал обстановку интереса, эту нишу тут же займет другая эмоция. К примеру, скука или раздражение. Небольшие дозы этих состояний безвредны, и даже предопределены динамикой тренинга. Но обязательно небольшие! Моими стратегиями в отношении этих проявлений могут быть:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: