Следует учитывать, что поступающая к вам фактура может быть:
- подсунута источнику как дезинформация;
- искажена им преднамеренно:
- изменена - произвольно или непроизвольно - в ходе ее передачи.
Устные сообщения циркулирующие по горизонтальным и неформальным кана-
лам, менее подвержены искажениям, а вот информация поставляемая наверх чаще приукрашивается (ввиду явного желания угодить, получить вознаграж-дение, избежать наказания...), чем наоборот.
При намеренной дезинформации применяют как заведомую ложь, так и утонченную полуправду, исподволь подталкивающую воспринимающих к ложным суждениям. Наиболее распространенными приемами здесь являются:
- прямое сокрытие фактов;
- тенденциозный подбор данных;
- нарушение логических и временных связей между событиями;
- подавание правды в таком контексте (добавлением ложного факта или
намека...), чтобы она воспринималась как ложь;
- изложение важнейших данных на ярком фоне отвлекающих внимание све-дений;
- смешивание разнородных мнений и фактов:
|
|
- сообщение информации такими словами, которые можно истолковывать
по-разному;
- неупоминание ключевых деталей факта.
Искажения, возникающие в процессе ретрансляции исходных данных, чаще
всего происходят из-за:
- передачи только части сообщения;
- пересказа услышанного своими словами («испорченный телефон»);
- пропуска фактуры через призму субъективноличностных отношений.
Для успешности борьбы с вероятной дезинформацией следует:
- различать факты и мнения;
- понимать, способен ли информатор по своему положению иметь доступ к
сообщаемым фактам;
- учитывать субъективные (самомнение, фантазийность...) характеристи-
ки источника и его предполагаемое отношение к выдаваемому сообщению;
- применять дублирующие каналы информации;
- исключать все лишние промежуточные звенья;
- помнить, что особенно легко воспринимается та дезинформация, кото-
рую вы предполагаете, или желаете услышать.