Лучшей гарантией успеха является обычно подстраховка, и потому любые действия желательно осуществлять с учетом всех возможных неприятностей со стороны противника или случайно подвернувшихся свидетелей.
Отдельные приемы обеспечения безопасности (уход от слежки, выявление прослушивания...) упоминались нами ранее, а здесь мы разберем еще нес-колько встречающихся в практике стандартных ситуаций и некоторые меры, ориентированные на их прикрытие. Будут рассмотрены:
1. Общие правила прямого общения.
2. Использование телефона.
3. Организовывание встреч.
4. «Уход на дно».
(1). Общие правила прямого общения
- стараться не вести информативные беседы открытым текстом на людной
улице или в общественном транспорте;
- не следует упоминать в открытом разговоре подлинных фамилий, имен, общеизвестных прозвищ и адресов, а также не употреблять «встревоживаю-щую» терминологию;
- использовать для обозначения отдельных действий кодовые наименова-ния;
- самые тайные аспекты разговора (подлинные адреса, пароли, даты) пи-шутся на бумаге, которая затем уничтожается;
|
|
- необходимо ориентироваться в технических возможностях систем подс-лушивания и знать элементарные меры противодействия им (см. раздел о по-лучении информации...);
- при подмечании одним из собеседников во время разговора чего-то настораживающего, партнер предупреждается особым словом («атас»...) или же жестом (палец к губам...) и вся беседа переводится в нейтральное рус-ло;
- если Вы знаете, что Вас подслушивают, информативные переговоры луч-ше не вести или использовать их для дезинформации;
- когда Вас по всей видимости «слушают», а пообщаться все же надо, то пользуются условным языком, где безобидные предложения имеют совершенно другой смысл; используются также фразы, которые не следует учитывать (о них обычно сообщается каким-либо обговоренным жестом, к примеру, скрещи-ванием пальцев...), а зачастую и стандартные приемы (покашливание, вкла-дыши во рту...) затрудняющие опознание говорящего:
- когда необходимо обеспечить полную тайну общения в людном месте, используют методы условной (невербальной) связи, такие, как язык жести-куляции, телодвижений и жестов пальцами, а также коды опирающиеся на ат-рибутику одежды (разные положения головного убора, галстучного зажима, носового платка...) или на манипулирование подручными предметами (часа-ми, сигаретами, ключами...).
(2). Использование телефона
(А) ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
- стараться обговаривать время чужих и собственных звонков и ограни-чивать частоту контактов;
- не злоупотреблять беседами по собственному телефону (учитывая что его могут прослушивать) и не давать другим без явной необходимости свой номер (зная, что по нему несложно выйти на Ваш адрес);
|
|
- учитывать, что слушать могут как весь телефонный разговор (при подключении на линии...), так и лишь то, о чем говорите Вы (заложенный «жучок» или сосед за дверью...);
- полезно встроить в аппарат простейшую «контрольку» (фиксирующую па-дение напряжения...) на подключение к линии чужой аппаратуры;
- использовать АОН (автоматический определитель номера), а лучше бы «анти-анти-АОН», чтобы не афишировать свой номер при вызовах других;
- не полагаться на надежность любых радиотелефонов;
- междугородние и прочие фиксируемые контакты лучше осуществлять с
чужого «номера» по сотовому «двойнику» или радиоудлинителю (см. раздел о шантаже...), а также через непосредственное подключение к любой паре контактов в распределительном щите;
- для большей тайны переговоров можно задействовать шифраторы (хотя бы простенькие импровизированные инверсоры и скремблеры), хотя примене-ние их способно резко стимулировать внимание других;
- не следует особо доверять защите посредством «зашумления» или «подъема напряжения в линии»;
- если вы не хотите «расшифровываться» собеседнику, то можно попы-таться изменить свой голос (посредством механических и электронных шту-чек либо простым покашливанием, вытягиванием и разведением губ, пережи-манием носа...) и стилистический рисунок разговора (использованием жар-гона...);
- не забывать, что иной раз прослушиваются и телефоны-автоматы, рас-положение которых легко вычисляется, как и всех прочих телефонов;
- если чужой звонок Вам нужен, но нет желания давать свои координаты, используется промежуточный - с автоответчиком или живым «диспетчером», который может либо знать, либо не знать (односторонний вариант...) Ваш частный номер - телефон;
- в отдельных случаях возможно бессловесное использование телефона, когда один, а чаще несколько «пустых» звонков в некоем ритме являют не-который код:
- конкретным сигналом иной раз может служить просто факт звонка опре-деленного лица при самом пустяковом разговоре, а также кодовое упомина-ние неких имен при «ошибке номером».
(Б) ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛОВЕСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
- не проводить деловые разговоры открытым текстом;
- не называть подлинных дат, фамилий, адресов;
- использовать кодовые наименования отдельных действий;
- пользоваться условным языком, в котором безобидные фразы имеют со-
вершенно другой смысл;
- звонить только по необходимости, хотя возможен также вариант частых разговоров «не по делу» с одним и тем же человеком (тактика «растворения информации»).
(В) БЕСЕДА ПРИ ПОСТОРОННИХ:
- весь диалог ведет партнер, а Вы лишь говорите «да» или «нет», чтобы
рядом стоящие ни капельки не поняли и не узнали;
- о том, что рядом посторонние, сообщается открытым текстом или сло-весным кодом; беседу после этого должен вести партнер, которому не подо-бает задавать каких-либо вопросов, требующих развернутых ответов;
- когда имеется прямой контроль не очень дружественного лица, партнер предупреждается об этом обговоренной фразой-кодом (лучше в при-ветствии...), после чего весь разговор ведется в пустопорожнем либо в дезинформационном стиле;
- если один из собеседников считает, что телефон его прослушивают, он сразу же старается предупредить об этом звонящих ему посредством хорошо известной всем им фразы («зубы болят»...) и разговор затем сворачивается в нейтральное русло.
(Г) ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩИМ ТЕЛЕФОНОМ (В КВАРТИРЕ, НА РАБОТЕ...):
- как можно менее использовать подобный телефон (в особенности - «на
прием»), если сие не связано с разыгрываемой ролью (диспетчер, агент по рекламе...);
- звонить на данный телефон должен один и тот же человек:
|
|
- стараться не звонить излишне поздно и слишком рано;
- при попытке посторонних идентифицировать голос звонящего («Кто
спрашивает?»...), ответить вежливо-нейтрально («Сослуживец»...) и если вызываемого нет, тотчас прекратить дальнейшую беседу;
- в сущности, несложно сделать и отдельный телефон, используя, к при-меру, кодовый разветвитель, так что при этом специфический набор общего номера надежно обеспечит вызов только лишь Вашего аппарата, нисколько не затрагивая соседний.