Список учебных пособий
1. Эксплуатационные свойства автомобиля. Метод. указания. – НовГУ. 1998. – 30 с.
Автомобили и двигатели: Основы расчета автомобилей.
Тема | |
1. | Требования к сцеплению и его управлению. Требования к сцеплению и его управлению. Классификация сцеплений и применяемость. Рабочий процесс фрикционного сцепления. Динамические нагрузки в трансмиссии: причины их возникновения и влияние на работу и долговечность механизмов. Влияние статической упругой характеристики нажимных пружин (цилиндрических, диафрагменных) на конструкцию сцепления, стабильность момента трения, затрату энергии на управление сцеплением. Усилители привода управления сцеплением: типы, применяемость. |
2. | Требования к коробке передач. Классификация и применяемость. Требования к коробке передач. Классификация коробок передач и применяемость. Рабочий процесс инерционного синхронизатора. Гидродинамические передачи: классификация, характеристики. Бесступенчатые коробки передач. Материалы деталей коробок передач. |
3. | Требования к карданной передаче. Кинематика карданного шарнира равных угловых скоростей. Требования к карданной передаче. Классификация карданных передач и карданных шарниров по конструктивным и кинематическим признакам. Кинематика карданного шарнира равных угловых скоростей. Критическая частота вращения карданного вала. Материалы деталей карданных передач. |
4. | Требования к главной передаче. Классификация, схемы и применяемость различных типов. Требования к главной передаче. Классификация, схемы и применяемость различных типов. Конструктивные мероприятия для обеспечения точности зацепления, высокого КПД, бесшумности работы, требуемого ресурса. Материалы основных деталей главных передач. |
5. | Требования к дифференциалам. Классификация дифференциалов. Применяемость дифференциалов различных типов. Требования к дифференциалам. Классификация дифференциалов. Применяемость дифференциалов различных типов. Коэффициент блокировки дифференциала. Схемы самоблокирующихся дифференциалов. Влияние применения различных типов межколесных и межосевых дифференциалов на эксплуатационные качества автомобиля (тяговые свойства, проходимость, устойчивость, управляемость). |
6. | Назначение и основные требования, предъявляемые к РУ. Требования к рулевому управлению. Оценочные параметры усилителя: коэффициент усиления (эффективности), показатель реактивного действия на рулевое колесо, показатели чувствительности. Материалы деталей рулевого управления. |
7. | Рулевые механизмы. Основные требования к РМ. Рулевые механизмы: требования, классификация, применяемость различных типов. |
8. | Пассивная безопасность РМ. Конструктивные схемы травмобезопасных рулевых механизмов и приводов. |
9. | Рулевые усилители. Основные требования к УРУ. Усилители рулевого управления: требования к усилителям и классификация. |
10. | Тормозные системы автомобиля. Основные требования к ТС. Тормозные системы автомобиля. Требования к тормозным системам. |
11. | Оценочные параметры тормозных механизмов. Оценочные параметры тормозных механизмов. |
12. | Тормозные приводы. Схемы разделения по контурам. Тормозные приводы. Требования к тормозным приводам. Применяемость. Электропневматический тормозной привод и его оценка. |
13. | Регуляторы тормозных сил. Антиблокировочные системы (АБС). Регуляторы тормозных сил. Антиблокировочные системы (АБС). |
14. | Требования к подвеске. Классификация. Требования к подвеске. Классификация. Влияние схемы и конструкции направляющего устройства подвески на изменение углов установки оси поворота управляемых колес, стабилизацию и автоколебания управляемых колес, устойчивость движения. Амортизаторы: требования к амортизаторам, классификация. Стабилизаторы поперечной устойчивости. |
15. | Упругая характеристика подвески и ее основные параметры. Упругая характеристика подвески и ее основные параметры. |
Список рекомендуемой литературы
|
|
|
|
Основная литература
1. Осенчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета: Учебник для студентов вузов по специальности “Автомобили и автомобильное хозяйство”. – М.: Машиностроение, 1989. – 304 с.
2. Лукин П.П. и др. Конструирование и расчет автомобиля. – М.: Машиностроение, 1984. – 376 с.
3. Автомобили: Основы проектирования / Под ред. М.С.Высоцкого. – Мн.: Высш. шк., 1987. – 152 с.
Техническая эксплуатация: часть I.
Тема | |
1. | Цели и задачи исследования основных закономерностей изменения технического состояния автомобилей в процессе эксплуатации. Основная цель технической эксплуатации автомобилей, организация управления системами поддержания работоспособности автомобиля, математические модели зависимостей между параметрами технического состояния автомобилей. |
2. | Основные причины изменения технического состояния автомобилей. Случайные причины, основные (постоянно действующие) причины: изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, физико-химические и температурные изменения материалов и деталей. |
3. | Влияние условий эксплуатации на техническое состояние автомобилей. Дорожные условия, условия движения, транспортные условия (условия перевозок), природно-климатические условия, сезонные условия. |
4. | Классификация отказов. Классификация отказов: по влиянию на работоспособность изделия, по источнику возникновения, по связи с отказами других элементов, по характеру (закономерности) возникновения и возможности прогнозирования, по частоте возникновения (наработке), по трудоемкости и продолжительности устранения, по влиянию на потери рабочего времени. |
5. | Классификация закономерностей, характеризующих техническое состояние автомобилей. Процессы, описываемые функциональными зависимостями, случайные или вероятностные (стохастические) процессы. |
6. | Закономерности изменения технического состояния по наработке автомобилей (закономерности первого вида). Перечислить основные математические законы, описывающие закономерности изменения технического состояния по наработке автомобилей (закономерности первого вида). |
7. | Закономерности случайных процессов изменения технического состояния автомобилей (закономерности второго вида). Перечислить основные математические законы, описывающие закономерности случайных процессов изменения технического состояния автомобилей (закономерности второго вида). |
8. | Процессы восстановления (закономерности третьего вида). Перечислить основные математические законы, описывающие процессы восстановления (закономерности третьего вида). |
9. | Свойства и основные показатели надёжности автомобилей. Дать определение основным составляющим надежности: безопасность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. |
10. | Методы обеспечения работоспособности автомобилей. Метод — поддержания работоспособности, метод — восстановления работоспособности. |
11. | Нормативы технической эксплуатации автомобилей. Дать определение основным нормативам технической эксплуатации: периодичность ТО, ресурс до ремонта, трудоемкость ТО и ремонта, расход запасных частей и эксплуатационных материалов. |
12. | Трудоемкость ТО и ремонта. Подготовительно-заключительное время, оперативное время, вспомогательное время, время обслуживания рабочего места, метод микроэлементных нормативов. |
13. | Определение ресурсов и норм расхода запасных частей. Расчет норм запасных частей на основе ведущей функции потока отказов (функции восстановления); расчет норм запасных агрегатов из условия достаточности; расчет норм запасных изношенных элементов; расчет норм запасных элементов для объектов, находящихся в дежурном режиме; экономически оптимальные нормы запасных элементов; упрощенный метод определения количества запасных частей. |
14. | Модели и методы определения периодичности технического обслуживания. Детерминированные модели определения периодичности ТО и определения стратегии проведения предупредительных узловых ремонтов; вероятностные модели определения периодичности ТО и предупредительных ремонтов; модели определения номенклатуры и периодичности работ сопутствующего ремонта; модели агрегирования операций при текущем и предупредительном ремонтах (узловой ремонт); спектральные методы определения периодичности ремонтно-профилактических операций. |
15. | Методы принятия решения в условиях дефицита информации. Классификация методов, метод априорного ранжирования, метод Дельфи. |
Список рекомендуемой литературы
|
|
|
|
Основная литература
1. Техническая эксплуатация автомобилей: Учеб. для вузов по спец. "Автомобили и автомоб. хоз-во" /Е. С. Кузнецов, А. П. Болдин, В. М. Власов и др.; Под ред. Е. С. Кузнецова — 4-е изд.,перераб.и доп.. — М.: Наука, 2001. — 534 с.: ил..
Дополнительная литература
1. Крамаренко Г.В. и др. Техническая эксплуатация автомобилей. — М.: Транспорт, 1983. — 483 с.