Владимир

Владимир - древний русский город, в ХII – середине ХIV в. крупнейший государственный, религиозный и культурный центр Северо-Восточной Руси, наследник Киева и предшественник Москвы в объединении русских земель. Находится в 190 километрах к северо-востоку от Москвы.

Город расположен на левом крутом берегу реки Клязьмы в исключительно живописной местности, его древний центр расположен на изрезанном оврагами высоком плато. Это плато, ограниченное с юга рекой Клязьмой, а с севера рекой Лыбедь, имеет форму вытянутого, обращенного острой вершиной на восток, треугольника. К югу от него, за Клязьмой простирается обширная низкая пойма, окаймленная полосой идущих до горизонта лесов. На север и восток, за долинами речек Лыбедь и Ирпень, рельеф снова повышается. На его высотах живописно расположены ныне сросшиеся с городом древние села Доброе и Красное, с их видными издалека храмами. В облике современного Владимира по-прежнему господствует панорама древних соборов, открывающихся при подъезде к нему с южной стороны из-за Клязьмы.

Возникновение первоначальных поселений на территории Владимира относится к глубокой древности. На клязьминских холмах еще в период каменного века жили первые обитатели этого края, о чем свидетельствует открытая в окрестностях Владимира знаменитая стоянка первобытного человека – Сунгирь. К Х в. крупнейшими «залесскими» городами северо-восточной Руси были Ростов, Суздаль и Муром, выросшие из племенных центров. С конца Х в. на северо-востоке Руси получают уделы киевские князья, сыновья великого князя Владимира.

Укрепленный город Владимир был основан Владимиром Мономахом в 1108 г. как главная из цепи крепостей на восточной границе суздальской земли. Этот князь, потомок и тезка Владимира Святого и внук византийского императора Константина Мономаха дал новой крепости свое имя.

Крепость Мономаха была поставлена в стратегически выгодном месте, на средней, наиболее возвышенной части естественного плато, поднятой на 40-50 метров над уровнем Клязьмы. С юга и севера неправильный четырехугольник был защищен обрывами крутых берегов Клязьмы и Лыбеди, с запада и с востока – прорезавшими владимирское плато глубокими оврагами, соединенными и превращенными в неприступные рвы. По периметру крепости были насыпаны мощные валы общей длиной более 2500 метров. Поверху валов были вероятно поставлены деревянные стены и башни.

Одновременно с завершением строительства укреплений, Мономах возвел небольшую, вероятно, четырехстолпную каменную одноглавую церковь Спаса, которая, по предположению исследователей, была частью княжеского двора.

В 1113 г. Мономах сел на престол киевского князя, отдав свой удел сыну Юрию Долгорукому. После смерти Мономаха в 1125 г. Юрий вступил в многолетнюю борьбу за киевский престол. Одновременно он обратился к укреплению своих северо-восточных земель. В процессе быстрого роста городков-крепостей в I-й половине ХII в. Владимир играл ведущую роль, благодаря своему удачному положению не только с военной, но и с экономической точки зрения. Активное судоходство по многоводной тогда Клязьме, и далее, по Оке и Волге, обеспечивало Владимиру благоприятные условия развития торговли. Несмотря на то, что главным княжеским городом Юрия Долгорукого оставался Суздаль (вблизи него в Кидекше он построил укрепленную резиденцию) в конце своего правления он обращает свое внимание и на Владимир, где возводит западнее крепости Мономаха, вблизи нее, на южном краю плато, новый княжеский двор и посвященную своему духовному патрону каменную церковь Георгия (начата в 1152 или 1156 гг., закончена уже при Андрее Боголюбском в 1157 г.). В 1155 г. Юрий Долгорукий, наконец, занимает стол в Киеве, где через два года и погибает от рук заговорщиков.

Главный период роста и возвышения Владимира связан с княжением выдающегося государственного деятеля и полководца Древней Руси Андрея Боголюбского, создавшего могущественное Владимиро-Суздальское княжество и княжеский стол во Владимире, доминировавший в иерархии власти русских княжеств и во время татаро-монгольского завоевания, и вплоть до середины ХIV в. В середине ХII в. историческими предпосылками для перемещения политического и духовного центра из Киева на Северо-Восток Руси явилось нестабильное и раздробленное положение южнорусских территорий, отсутствие там общей объединяющей идеи, чему способствовала и сама Византия.

Самовластно заняв в 1156 г. северо-восток Руси, князь Андрей Юрьевич с самого начала осуществляет последовательную политическую и идеологическую программу, которая должна была подтвердить право Владимирского княжества на роль преемника Киева. Создается легенда о крещении ростовской земли самим святым Владимиром; развивается культ Богородицы как покровительницы Владимирского княжества, при этом важную роль играет чудотворная икона Богоматери, получившая имя Владимирской.

В этот период во Владимире продолжают успешно развиваться экономические и культурные связи с другими государствами.

Несмотря на то, что яркая и плодотворная деятельность Андрея Боголюбского продолжалась менее 20 лет и прервалась с его убийством в 1174 г., о котором подробно рассказывает «Повесть об убиении Андрея Боголюбского», зримым выражением его политики стал созданный им величественный ансамбль Владимира.

В первые восемь лет княжения Андрей Боголюбский осуществляет во Владимире небывалое по масштабам строительство. Одновременно выполняются две важнейшие части строительной программы: возводится главный кафедральный собор и расширяются укрепления выросшего города, занявшего территорию всего треугольного плато к западу и востоку от крепости Мономаха. В 1158-1164 гг. были сооружены крепостные валы и рвы вокруг этих новых частей Владимира – западного «Нового города» и восточной слободы, известной как «Ветшаной» или «Ветчаной» город (это название возникло впоследствии из-за обветшания укреплений). Общая протяженность оборонительных сооружений города Андрея Боголюбского составила 7000 метров и превысила периметр валов крупнейших русских городов того времени Киева и Новгорода (4600 и около 6000 м).

Создавая новую столицу северо-восточной Руси, которая претендовала на роль преемника Киева, Андрей Боголюбский придал разным частям города символическое значение. При этом его общая композиция получила черты «говорящей» сакральной симметрии. Все три части города, Новый город, крепость Мономаха или Средний город и Ветшаной город, в продольном направлении с запада на восток пересекались главной дорогой – так называемой Большой улицей (приблизительно совпадающий с современной линией улиц Дворянской, Большой Московской и Большой Нижегородской). Расположенные на этой оси главные въезды во Владимир были оформлены парадными проездными воротами, напоминавшими о знаменитых прототипах – воротах Киева и Константинополя. С запада, на въезде в Новый город со стороны «юга» или Киева, были поставлены величественные Золотые ворота с надвратной церковью Положения Риз Богородицы (завершены в 1164 г.) С востока на въезде со стороны Суздаля и Боголюбова, загородной княжеской резиденции, располагались Серебряные ворота, с надвратной Андреевской церковью.

Золотые ворота Владимира редчайший памятник военно-оборонительной архитектуры ХII в. Они были построены в 1164 г., когда было завершено сооружение грандиозной линии валов Нового города. Здание дошло до нас в сильно искаженном виде. Первые повреждения ворота получили, видимо, во время штурма города татарами в 1238 г. В 1469 г. надвратную церковь обновлял известный зодчий Василий Ермолин. Во время грозных военных событий начала ХVII в. ворота сильно пострадали, в связи с чем в 1641 г. московский зодчий Антип Константинов составлял смету на их починку и восстановление, произведенные в конце ХVII в. В 1785 г. ворота претерпели последнюю переделку - были срыты примыкающие с юга и севера к их стенам земляные валы, а к углам ворот подведены контрофорсы, скрытые круглыми башнями, между которыми с севера встроены жилые помещения, а с юга – новая лестница. Таким образом от древнего здания 1164 г. осталась лишь его основа – две мощные белокаменные стены.

В трехчастной структуре Владимира композиционно доминировал Средний город, игравший роль церковного центра. Здесь в 1158 – 1160 гг. над обрывом над Клязьмой был возведен белокаменный шестистолпный одноглавый Успенский собор, который, по замыслу, Андрея Боголюбского, должен был стать кафедральным собором независимой митрополии. Успенский собор был объявлен «десятинным», т.е. получавшим десятую часть княжеских доходов, подобно Десятинной Успенской церкви Владимира Святого в Киеве.

В Новом городе размещался аристократический центр, здесь находились боярские дворы и княжеские резиденции. Западнее дворца Юрия Долгорукого, рядом с Георгиевской церковью, был возведен дворец Андрея Боголюбского с четырехстолпным одноглавым храмом Спаса (1164). В городе было и большое количество деревянных приходских храмов, которые придавали ему еще более живописный характер.

О деятельности князя Андрея напоминает нам сегодня и Боголюбово. Княжеский город Боголюбово строится одновременно с Владимиром в 1158 – 1165 гг. С тех пор русло Клязьмы ушло от Боголюбских высот. Как и во Владимире место крепости было предопределено условиями естественного рельефа. Летопись, рассказывающая о строительстве князя Андрея, сообщает, что князь «создал себе город камен». Раскопки 1934 – 1954 гг. подтвердили слова летописца: на южном склоне замкового холма были открыты основания прекрасно сложенной из тесанного камня стены или башни, а на гребне западного вала – подошва мощного фундамента.

Южную часть древнего Боголюбова-города занимает обосновавшийся в ХIII в. в покинутом замке Боголюбов монастырь. Немного сохранилось от дворцового ансамбля. Видимо, уже после смерти князя Андрея его Боголюбов город перестал привлекать внимание владимирских князей. Вдоль южного края ограды стоит сильно искаженный в 1804 г. переделками корпус Благовещенской церкви (1683). На ее месте, по преданию стояла церковь Леонтия, якобы построенная Андреем Боголюбским. Рядом с ней – часовня ХVII в., которая стоит на развалинах одного из интереснейших зданий замка ХII в. В конце ХVII в. еще был цел древний дворцовый собор Рождества Богородицы, описанный местным летописцем игуменом Аристархом. В 1722 г. при игумене Ипполите, когда в храме стали делать проломные окна, собор рухнул, но уцелела часть его северной стены, удержанная примыкающим к ней древним переходом, связанным с лестничной башней. Лестничная башня была сохранена – здесь был убит Андрей Боголюбский. К ней примыкает галерея – переход того же времени.

В полутора километре от Боголюбова среди заливных лугов стоит всемирно известный храм Покрова на Нерли (1164). Здание примыкает к типу небольших одноглавых черырехстолпных храмов. Все помыслы зодчих направлены были на создание впечатления легкости и изящества. Резной убор храма прост и немногосложен. На всех трех фасадах повторена одна и та же композиция рельефов. В центральных закомарах помещена фигура библейского псалмопевца Давида, сидящего на троне и пророчествующего под звон гуслей. Образ Давида осмысливался как образ самого князя Андрея, стремящегося утишить усобицы и навести порядок в русской земле. По сторонам Давида симметрично расположены два голубя или орла и под ними фигуры львов, связанные с образами псалмов Давида. Львы символизируют побежденную силу зла, орлы и голуби воплощают идею мира и подчинение Давиду.

Столь сдержанно введенные в убор храма рельефы усиливают пластичность стены. Удивительные пропорции храма, его внутренняя и внешняя гармония не может оставить никого равнодушным. В резьбе Церкви Покрова на Нерли складывались начала раннего владимирского стиля[18].

Следующий этап развития Владимира в конце ХII – начале ХIII вв. относится к правлению младшего брата князя Андрея – Всеволода Большое Гнездо (1177 – 1212) В этот период произошло дальнейшее укрепление княжеской власти. Благодаря умелой внешней политике и успешным военным походам авторитет владимирского князя упрочился. Автор «Слова о полку Игореве» называет его «Великий княже Всеволоде», удельные князья признавали верховенство Всеволода и, обращаясь к нему, называли его «отче господине». Во Владимире продолжается большое строительство. В Среднем городе восстанавливается и перестраивается после пожара 1185 г. Успенский собор. Он был обстроен двухсветными галереями и получил пятиглавое завершение. Композиция храма, который по высоте превосходил киевский Софийский собор, приобрела большую монументальность и сложность.

На стенах собора остались драгоценные остатки фресковой живописи. От первоначальной росписи 1161 г. не осталось ничего. После сооружения галерей в 1189 г. было полностью восстановлено внутреннее убранство собора, появились нарядные полы из наборной майоликовой мозаики и медных плит, сверкавших подобно золоту, обновлена и дополнена фресковая роспись. От нее сохранилось несколько фрагментов. Часть из них скрыта за новым иконостасом. Доступны для обозрения две фигуры – Артемия и Авраамия в юго-западном углу собора. Роспись собора возобновлял присланный из Москвы в 1408 г. великий живописец Андрей Рублев вместе со своим сотоварищем Даниилом Черным и учениками. Собственно, им пришлось расписывать собор заново, лишь придерживаясь старой системы размещения сюжетов. Основная часть сохранившихся фресок находится под хорами и связана с многосложной композицией «Страшного суда». Чтобы представить целиком созданное Андреем Рублевым и его сотоварищами живописное пространство Успенского собора, следует вспомнить о его древнем иконостасе. Существующий пышный и помпезный иконостас с его богатейшей золотой резьбой и сложной архитектурой, сделанный после ремонта собора в 1773 – 1774 гг., типичен для искусства ХVIII в. и находится в резком противоречии с характером древнего собора. На его месте стоял иконостас рублевской поры. Его иконы, проданные при постройке нового в село Васильевское Владимирской губернии, были вывезены в 1922 г. в Москву, расчищены и ныне составляют гордость Третьяковской галереи. Этот иконостас был значительно ниже существующего, но в начале ХV в. он был самым грандиозным.

Внутри Среднего города в его юго-восточном углу был основан княжеский монастырь Рождества Богородицы с белокаменным четырехстолпным одноглавым, окруженным с трех сторон галереями собором. Приблизительно посередине между Успенским собором и Рождественским монастырем на краю плато над обрывом к Клязьме в 1194 – 97 гг. был поставлен дворец князя, соединенный с домовым Дмитровским собором, через две лестничные башни. В противоположность массивному и величественному Успенскому собору архитектура Дмитровского собора отличалась подчеркнутым изяществом пропорций и необыкновенно пышным резным фасадным декором.

История памятника немногословна. Дмитрий Донской, чтя память своего великого предка проявлял заботу о соборе, есть основания полагать, что в ХV – ХVI вв. здания княжеского двора еще существовали. Собор не раз горел в ХVI и ХVIII вв. Наконец в результате печально знаменитой реставрации 1837–1839 гг., когда по распоряжению царя Николая I собору был придан «первобытный вид», он лишился самых интересных частей – лестничных башен и галерей. Дмитровский собор был реставрирован в 1952 г. А.В. Столетовым. Он принадлежит к распространенному в ХII в. типу сравнительно небольших четырехстолных одноглавых храмов, какие строились на феодальных дворах или городскими приходами. Однако среди них он занимает выдающееся место. Это дворцовый храм сильнейшего феодального владыки ХII в. – «великого Всеволода», как его называли летописцы, созданный им в зените своей славы, когда власть владимирского князя решала судьбы Поднепровья, Смоленщины и Новгорода. Идея апофеоза всесильного самовластца и воплощена в образе Дмитровского собора с поистине гениальным совершенством.

Дух торжественного великолепия пронизывает здание от его масс и до мельчайших деталей. Его пропорции величавы и мужественны, могучи полуцилиндры апсид. По высоте здание делится на три яруса. Нижний – самый высокий – почти лишен убранства, его гладь оживляет лишь глубокое теневое пятно портала. Средний – над колончатым поясом, несколько ниже и на нем сосредоточено все декоративное богатство.

Рельефы расположены ровными горизонтальными «строками». Золоченый богатырский шлем главы имеет пологие очертания, спокойно завершая композицию храма.

Под сводами хор сохранились раскрытые в 1918 г. драгоценные остатки фресковой росписи ХII в. Это фрагменты, располагавшейся в западной части храма композиции «Страшного суда».

В целом, в результате строительства Всеволода Большое Гнездо, параллельно с централизацией княжеской власти изменилась и роль разных частей города. На смену полицентрической композиции, с двумя равнозначными религиозным и светским центрами пришла моноцентрическая система. Главным композиционным элементом становится район Мономахова города, а точнее его детинец, соединивший в себе функции религиозного и политического ядра. Под стены детинца был переведен и главный торг, получивший название Нового. Мост и ворота, стоявшие при въезде по Большой улице в Средний город с запада, получили название Торговых. Противоположные восточные ворота, выводившие в Ветшаной город назывались Ивановскими.

В Новом городе, который при Андрее Боголюбском играл роль придворно-аристократической части, в период Всеволода Большое Гнездо большое значение получают религиозные постройки. На месте резиденций Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского в конце ХII – начале ХIII вв. возникают Георгиевский и Спасский монастыри. В северо-западном конце Нового города жена Всеволода княгиня Мария основывает женский Успенский Княгинин монастырь.

После смерти Всеволода Большое Гнездо Владимирское княжество было поделено между его сыновьями; Владимир попеременно переходил в руки его сыновей Юрия и Константина. В 1214 г. была учреждена Владимирская епархия. В 1218 г. князь Константин построил в Среднем городе на торгу, в технике кладки из тонкой плинфы, небольшую, вероятно, одноглавую церковь Воздвижения – последнее известное ученым монументальное сооружение перед монголо-татарским нашествием. Так завершился «золотой век» раннесредневековой архитектуры Владимира.

Каменное строительство в городе продолжалось в ХVII в.
В 1778 г. Владимир стал центром вновь образованного Владимирского и Костромского наместничества (с 1776 г. переименовано в губернию). Первым генерал-губернатором был назначен генерал-аншеф Р.И. Воронцов (1707 – 1783, отец Е.Р.Дашковой). В 1781 г. был утвержден план города. Согласно новому плану город, расположенный на местности со сложны рельефом, подвергся перепланировке с учетом композиционных принципов классицизма.. Однако, исследователи замечают, что «регулярный» план застройки Владимира был составлен достаточно удачно, с довольно бережным отношением к исторической структуре города. Сложившаяся еще в древнерусский период общая идея планировки с трехчастным делением города и единой осью была сохранена.

Строительство по регулярному плану (проводившееся вплоть до 1787 г. под руководством губернского архитектора Н.П. фон Берка, и продолженное в 1791 – 1800 гг. под руководством губернского архитектора И.А.Чистякова) происходило с большими коррективами. В кремле территория к северу от соборов была расчищена, но запланированные на ней два комплекса не были выстроены. Вместо них между Успенским и Дмитровским соборами было построено в 1785 – 1790 гг. прямоугольное монументальное здание присутственных мест, что, конечно, нельзя назвать удачным архитектурным решением.

Основное новое строительство в 1780 – 90-х гг. было сосредоточено в западном Земляном городе на Большой улице. Здесь на северной стороне улицы в 1787 – 90х гг. по проекту Н. фон Берка была построена первая линия и две боковые Гостиного двора (Большая Московская ул.,19). Главная линия Гостиного двора – протяженное одноэтажное здание обращенное на улицу аркадой, разделенной квадратными пилонами было перестроено в ХХ в.. На противоположной от гостиного двора стороне главной улицы, недалеко от Георгиевской церкви сложилась внушительная по размерам усадьба губернатора, в которой прошли детские годы известного мореплавателя адмирала М.П. Лазарева.

Согласно регулярному плану улицы должны были застраиваться по красным линиям на Большой улице – каменными домами по образцовым проектам «первого и второго Нумеров», а на других улицах – каменно-деревянными и деревянными домами «третьего и пятого нумеров».

Произошедшие во Владимире во второй половине ХIX в.пожары уничтожили значительное число зданий и сильно пострадала застройка Большой Московской улицы от Золотых Ворот до кремля. При восстановлении влияние архитектурной моды ХIХ в. способствовало изменению стилистического характера архитектуры центра города и особенно главной улицы утратившей особенности архитектуры конца ХVIII в. При восстановлении дома получали штукатурный декор в духе позднего классицизма и эклектики с необарочными и неоренессансными деталями.

Во второй половине ХIХ и начале ХХ вв. в городе появляется значительное число общественных сооружений различного назначения, растет и числи жилых домов. Так, в 1885 г. на улице Дворянской был сооружен комплекс ремесленного училища им.
И.С. Мальцева, выполненный в выразительных формах эклектики, а напротив в 1893 г. был поставлен центричный одноглавый объем церкви Михаила Архангела, выдержанный в русско-византийском стиле по проекту А.П. Афанасьева.

Архитектура Владимира в годы советской власти развивалась в общем русле становления зодчества страны. В последнее время вышло несколько книг, посвященных памятникам Вдадимира, среди которых нельзя не отметить работу С.Л. Бубнова «След
в бесконечности», выпущенную во Владимире в 2000 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: