ВВЕДЕНИЕ
Эта книга представляет перевод пособия для сотрудников телефонов экстренной психологической помощи, разработанного Обществом самаритян или Befrienders International. Именно благодаря энергии основателя этого общества англиканского священника Чад Вары и начал действовать первый Телефон Доверия в 1958 году. К работе на нем привлекались всегда только волонтеры, т.е. непрофессионалы, обладающие определенным душевным складом. Работа ТД направлена только на абонентов, находящихся в суицидальной готовности. Отсюда и большая сосредоточенность этого пособия на проблемах, связанных с самоубийствами.
Философия самаритян построена, по словам Чад Вары, на уважении и терпимости по отношению друг к другу. Прирожденным самаритянам с их естественным смирением и покорностью, что заставляет смотреть на себя как на людей, ничуть не более значительных (хотя, разумеется, и не менее значительных), чем те, кому они пытаются помочь, постичь это значительно легче. Обращающийся к нам человек часто не получает от близких не только уважения, но и просто внимания. И когда такой человек сталкивается с самаритянами, он понимает, часто преодолевая недоверие и скептицизм, что действительно интересен доброму незнакомцу, который готов выслушать рассказ о его бедах".
|
|
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ
Что такое активное слушание?
Активное слушание - это искусство понимания. Активный слушатель должен уверить говорящего, что все произносимое будет верно понято им. Понимающий слушатель как бы сообщает говорящему: "Я забочусь о Вас, я принимаю Вас. Я хочу понять Ваш опыт, Ваши чувства и, особенно, Ваши потребности". Такое послание, данное человеку в качестве базовой основы разговора, повлияет на его образ мыслей и чувства (по отношению к себе и другим).
А в результате?
− повысится самооценка клиента;
− возрастет его эмоциональная зрелость;
− шире станет доступ к собственному опыту;
− увеличится настойчивость в достижении личных целей;
− снизится защита;
− снизится авторитарность;
− повысится готовность услышать других;
− человек станет более чувствителен к другим;
Каковы цели А.С.?
Раз А. С. - это понимание, то, чтобы достигнуть понимания, мы должны:
1) хотеть понять,
2) создать вокруг себя атмосферу понимания,
3) быть готовым запрашивать информацию и проверять услышанное, чтобы прояснить то, что мы "понимаем".
Отсюда следует, что цель А. С. - поддержать или создать доверительную атмосферу в разговоре. Для этого мы должны быть принимающими и заботливыми и, одновременно, уважающими говорящего.
"Я о'кей. Вы о'кей". "Все, чем вы поделитесь со мною, останется в тайне". "Я хочу понять вас". Мы должны искать информацию и слушать, чтобы понять, без выдвижения гипотез и действий.
"Я буду думать и чувствовать с вами - а не о вас и не для вас". Это значит - обрабатывать и возвращать обратно то, что мы услышали, чтобы прояснить смысл сказанного. "Я надеюсь, что пояснения, которые я у вас попрошу, помогут вам самому лучше понять то, о чем мы говорим".