Текст № 1. Памятники религии первобытной эпохи

Неандертальские погребения эпохи мустье (грот Мустье, грот Киик-Коба в Крыму, грот Тешик-Таш в Узбекистане) находятся в пределах поселений, в пещерах. Могильные ямы неглубокие, имеют неправильные очертания. Трупоположение на боку, со слегка подогнутыми в коленях ногами. Погребение засыпалось землей или камнями. В могилах находят минеральную краску (охру), орудия и кости животных, но все это могло попасть туда случайно, а не в качестве жертвоприношений. Макс Эберт считает, что существовала вера в сверхъестественные свойства трупа, «живого мертвеца», которая порождала суеверную боязнь его. Суть неандертальских погребений соединяет полуинстинктивное стремление избавиться от гниющего трупа и подобную по природе заботу о сочлене своей орды. Член коллектива (общины, рода) и после смерти требовал заботы о себе – он не должен был стать добычей диких зверей. Это трудно назвать анимистическими верованиями, но их источником – вполне.

В пещерах Петерсхеле и Драхенлох (Швейцарские Альпы) найдены в большом количестве кости пещерного медведя. Часть их оказалась уложенной в определенном порядке. А. Леруа-Гуран полагает, что скопления могли образоваться в течение веков без участия человека. Сами же медведи, бродя среди костей своих мертвых собратьев, устраивая себе гнездо на зимовку, заталкивали эти кости к краям пещеры, сбивая их в кучи, ряды. Может быть, это следы тотемизма или следы охотничьей магии.

Эпоха Homo sapiens sapiens или кроманьонского человека (40-18 тыс. лет назад) считается временем возникновения искусства. О возникновении анимизма свидетельствуют захоронения с развитым погребальным обрядом: сильно скорченные погребения на боку, с подтянутыми к подбородку коленями, посыпанные красной охрой, помещение в могилу орудий труда, оружия, украшений. Засвидетельствованы и погребальные сооружения – надмогильные холмики, выкладки из костей или плит. Начиная с периода ориньяк появляются памятники изобразительного искусства. Пещеры Альтамира в Северной Испании (1879 г.), Фон-де-Гом (1901-1902гг.), Ласко (1940г.) хранят многочисленные полихромные рисунки животных, говорящие об оформлении религиозных представлений. Изображения животных реалистичны, а человеческие изображения условны, схематичны, или представляют собой фигуры фантастических зооантропоморфных существ. Изображения хвостатых людей в звериных шкурах, в масках, с рогами на голове – это изображения предков-тотемов, полузверей-полулюдей. Наиболее известна фигура колдуна из пещеры Труа-Фрер (Гаронна) – пляшущего мужчины с рогами оленя на голове, длинной бородой, длинным конским хвостом, накинутой на плечи шкурой. На костяном жезле из пещеры Тейжа нацарапаны три танцующие фигуры, двуногие, но в масках в виде голов серн. На костяной подвеске из пещеры Раймонден изображена сцена поедания тотема-бизона.

Что означают эти фигуры? Против того, что это охотничья маскировка говорят ритуальные позы и явные изображения плясок. «Фантастические зооантропоморфные существа суть тотемические предки, аналогичные мифологическим изображениям предков» (Л. Леви-Брюль). Андре Леруа-Гуран изучил и систематизировал несколько тысяч рисунков из 60 пещер, сгруппировал их по месту расположения, по эпохам, по сюжетам, взаимным сочетаниям. Статистический подсчет количества рисунков и их комбинаций показал, что в них лошадь сближается с мужским началом, а бизон – с женским.

Интересен вопрос о скульптурных женских изображениях ориньякской эпохи (Виллендорф в Австрии, Гримальди в Италии, Гагарино и Костенки в СССР). Мелкая пластика женской статуэтки изображает обнаженную женщину с развитыми половыми признаками, большой грудью, вздутым животом. Было ли это проявлением эротических мотивов? Более правдоподобно объяснение статуэток как изображений хозяйки огня (очага): следы подобного мифологического образа, семейно-родового культа, сохранились у народов Сибири. В конце палеолита изображения животных и людей пропадают, появляются рисунки схематического стиля. Раскрашенные гальки из пещеры Мас д, Азиль (более 200) покрыты с одной стороны загадочными знаками, нанесенными красной краской, в виде параллельных полос, круглых и овальных пятен. Значение их не установлено.

Неолитические погребения (7-5 тыс. лет назад) многочисленны и разнообразны. Различают пять основных типов погребений: захоронение просто в земле; под естественными навесами скал или в гротах; в искусственных гротах; под дольменами; в каменных ящиках. Трупы расположены в различных положениях: вытянутые, скорченные, сидячие. В гротах и дольменах захоронения состоят из нескольких скелетов (возможно, родовые усыпальницы). В неолитическую эпоху в Северной Франции распространяется кремация. Закономерность ее распространения и объяснение пока не найдено, но следствием обычая кремации может быть религиозная идея об освобождении души путем сожжения. В некоторых погребениях находят женские изображения, вырезанные на камне. Может быть, это олицетворения земли, покровительницы мертвых. Может быть, есть генетическая связь этих изображений с палеолитическими женскими фигурками, олицетворениями родового начала. Культ женского божества, видимо, существовал, т. к. изображения женской фигуры, иногда только лица, встречаются и в виде глиняных и каменных фигурок, орнамента на сосудах. Везде резко обозначены полукруглые надбровные дуги, круглые глаза, заостренный нос, на фигурках в полный рост – грудь. Рот и другие части лица почти всегда отсутствуют.

Неолитические петроглифы (наскальные рисунки) несомненно имеют отношение к религиозно-магическим верованиям. Вдоль восточного берега Онежского озера разбросаны на 10 км. В 1935 г. часть гранитной скалы с 58 изображениями (всего около 600) была вырублена и доставлена в Эрмитаж. Изображения людей, животных, птиц существуют отдельно, выбиты каменным орудием на покатых гранитных скалах у воды. В лучах заходящего солнца и отблесках света от поверхности воды изображения оживают. Расчет на освещение именно в это время суток, очевидно, не случаен. Боязнь навсегда потерять солнце, ежедневно уходящее в воду озера, и забота о его возвращении, имели важное значение. Об этом напоминают солярные и лунарные знаки. Изображения лодок с гребцами, возможно, обозначают перевозку умерших членов племени в том же направлении, где каждый раз скрывается солнце. В 50 км от берега, на южном Оленьем острове, археологи обнаружили могильник неолитической эпохи. Берег, на котором находятся петроглифы, был святилищем под открытым небом. Некоторые ученые видят в этих петроглифах отражение промысловой магии, культа местных духов-хозяев (тотемизм), другие – отражение солярно-лунарной мифологии. В кругах и полукругах с лучами идентифицируют солнечные и лунные знаки, но существование солнечного культа в эпоху неолита не доказано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: