Непосредственно переходные глаголы

могут, далее, делиться на более мелкие разряды в зависимости от того, каким именно падежом они управляют. Одни управляют родительным падежом (боюсь, пугаюсь, слушаюсь, стыжусь и др.),

другие – дательным (даю, дарю, угождаю, нравлюсь и др.) и т.д.

многие глаголы принадлежат одновременно к двум из этих разрядов, так как управляют зараз двумя падежами (двойное управление) даю кому что, запрещаю кому что, предпочитаю чему что, желаю кому чего, лишаю кого чего и т.д.

Некоторые глаголы соединяют при этом непосредственное управление с посредственным: завидую кому в чем, мщу кому за что, разочаровываю кого в чем и т.д.

Итак, можно сказать, что сильное управление – это обязательность требования или определенной формы зависимого компонента, или определенной позиции.

Среди сложных словосочетаний существуют словосочетания с ярко выраженной или обязательной связью,

это когда в словосочетании не хватает еще одного зависимого компонента, например:

застал соседку плачущей, сменил мундир на костюм, поездка из Петербурга в Москву, обрекли леса на гибель, трансформация концерна в фирму, подписывает с директором контракт, не имеет под собой почвы, вкладывать в проект средства, добираться от хутора в хутор и т.п.

Нельзя сказать только застал соседку (напрашивается вопрос где? или с кем? и т.д.), сменил мундир, поездка из Петербурга, обрекли леса, трансформация концерна, подписывает с директором, не имеет под собой, вкладывать в проект, добираться от хутора.

Все эти сочетания являются недостаточными, в этом случае требуется дополнительный компонент, поэтому эти связи называются сильными.

Но есть такие словосочетания, в которых эта связь выражена не очень ярко, т.е. является не обязательной, например: поезд шел из Москвы в Петербург.

Можно сказать: поезд шел из Москвы, поезд шел в Петербург;

ездят на машинах по делам (ездят на машинах, ездят по делам);

пишу сценарии для студии (пишу сценарии, пишу для студии);

познакомится с проблемами на месте (познакомится с проблемами, познакомится на месте);

посетит Иран с визитом (посетит Иран, посетит с визитом);

рассмотреть закон на заседании (рассмотреть закон, рассмотреть на заседании);

передать настроение Олегу (передать настроение, передать Олегу);

подписывает контракт с директором (подписывает контракт, подписывает с директором) и т.д.

Можно заметить, что в этих словосочетаниях один зависимый компонент можно как бы выбросить. Такая связь в словосочетаниях является слабой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: