Роль центрального банка в организации системы расчетов

Центральный банк играет ведущую роль в организации системы расчетов, что вызвано ее большой значимостью для выполнения основной функции этого банка, закрепленной законодательно в большинстве стран - защиты и обеспечения устойчивости национальной валюты, а также широкомасштаб-ностью, многоаспектностью, сложностью расчетов. Суть содержания этой роли заключается в следующем.

1. В силу своего статуса и функций в проведении денежно-кре-дитной политики страны центральный банк играет исключительно важную роль в эмиссии и организации обращения платежных средств — своего рода «сырья», используемого при проведении расчетов, и в то же время основы денежно-кредитного регулирования экономики. С одной стороны, он создает «базовые деньги» — законные платежные средства (ЗПС), а именно банкноты, монеты, монопольное право эмиссии, обращения и изъятия которых за этим банком закреплено законодательно. Банкнотный «фундамент», хотя и относительно небольшой по размеру (в развитых странах доля МО в М2 составляет 5—7%), однако поддерживает огромную надстройку денег безналичного оборота, хранящихся в виде остатков на банковских счетах *. В случае же гипертрофированное™ доли наличных в денежной массе (например, в России — свыше 35%) указанный фактор может существенно усиливать инфляцию в стране, негативно отражаться на де-позитно-ссудной мультипликации денег в экономике. Наряду с этим центральный банк, как и коммерческие банки, является оператором на рынке кассовых услуг, осуществляя для своих институциональных клиентов прием, инкассацию, доставку (перевод) и выдачу наличных денег с их текущих счетов. (Аспект деятельности центрального банка, связанный с проведением эмиссионно-кассовых операций, требует самостоятельного исследования и здесь не рассматривается.)

С другой стороны, посредством использования методов денежно-кредитного регулирования экономики, суть которых в конечном счете сводится к изменению денежной базы как исходного звена мультипликации денег, ее «двигателя», а через нее — и денежной массы (предложения денег в экономике), центральный банк задает импульс мультипликации денег: либо депозитной экспансии — при увеличении денежной базы, либо рестрикции (изъятию денег) — при сокращении денежной базы. Такое воздействие обеспечивается в процессе организации безналичных расчетов, в том числе между центральным и коммерческими банками.

Важно отметить, что применение денежно-кредитных инструментов со стороны центрального банка во многом обусловливает состав, структуру и интенсивность различных финансовых потоков на региональном, страновом и международном уровнях. Все эти потоки обслуживаются безналичными расчетами. Например, изменение ставок рефинансирования может стимулировать или уменьшить приток капитала из-за рубежа. Соответственно, могут изменяться и денежные потоки, обслуживаемые расчетами, на рынках ценных бумаг и валютном.

Таким образом, центральный банк оказывает большое влияние на систему расчетов в процессе проведения денежно-кредитной политики. В свою очередь, благодаря механизму расчетов между коммерческими банками на основе движения средств по их счетам, открытым в центральном банке, становится возможным регулирование последним деятельности банков второго уровня и в конечном счете - всей экономики. Трудно сказать, что первично и что вторично в сложном переплетении организации системы расчетов и денежно-кредитной политики со стороны центрального банка, действия которого серьезным образом определяют оборот денег, опосредуемый системой расчетов. Но в то же время без участия в этой организации было бы невозможно осуществлять денежно-кредитную политику. А это как раз то, для чего, собственно, и создан центральный банк.

В этой связи нельзя переоценить значение поистине революционной перестройки в начале 90-х гг. межбанковских расчетов в России и организации их затем в соответствии с порядком, принятым в мировой практике. Именно они явились проводником коренных изменений отечественной банковской системы. Межбанковские расчеты позволили обособить ресурсы каждого из банковских учреждений, что стало решающим фактором в преобразовании их в коммерческие банки, а Центральному банку РФ - задействовать инструменты денежно-кредитного регулирования экономики. Однако сейчас, спустя десять лет после внедрения новых межбанковских расчетов, взаимодействие системы расчетов и указанных инструментов далеко не оптимально. Главными препятствующими факторами являются, прежде всего, опосредование денежной массой (М2), как основой денежно-кредитной политики, только примерно половины экономического оборота страны и соответственно отсутствие влияния политики Банка России на товарно-«безденежные» отношения во второй половине оборота, а также неразвитость в России всех видов финансового рынка (денежного, ценных бумаг, валютного, драгоценных металлов) и их «флюсовый» характер — сосредоточенность в нескольких крупных центрах, преимущественно в Москве. Последнее, кстати, предопределяет высокую вероятность системного риска в этих центрах (цепное распространение финансовых трудностей среди банков).

В силу данных обстоятельств в России не стоят так остро вопросы корреляции действий Банка России, осуществляемой посредством расчетов, и функционирования финансовых рынков в различных регионах России, как это имеет место в промышленно развитых странах. Там автоматизированная система расчетов способствует созданию региональных краткосрочных денежных рынков, выравниванию применяемых на них процентных ставок, повсеместному распространению изменений денежно-кредитной политики, осуществляемых на одном рынке, и их влиянию на общенациональную денежно-кредитную ситуацию в конкретный момент времени. Россия в этом плане находится еще в стадии становления как в области формирования денежно-кредитной политики,так и организации современной системы расчетов с преимущественным использованием в них всеобщих платежных средств (ЗПС и депозитных денег).

Во взаимосвязи и взаимообусловленности с первым находятся и ни-жеизлагаемые аспекты роли центрального банка в организации системы расчетов.

2. Центральный банк является методологическим центром организации наличных и безналичных расчетов. Как правило, ее основы регулируются в законодательном порядке. В России главными актами подобного рода являются Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности». В других странах указанная база проведения расчетов значительно шире. Законодательные установления в данной области конкретизируются затем в нормативных документах и официальных разъяснениях центрального банка. Согласно ст. 34 второго из перечисленных актов на Банк России возложены широкие полномочия в целях организации наличного денежного обращения, в том числе определение порядка ведения кассовых операций. В соответствии со ст. 80 Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

Отметим в этой связи Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 12 апреля 2001 г. № 2-П, в котором подытожена большая и плодотворная работа Банка России по организации системы расчетов по аналогии с мировой практикой. В Положении в комплексе определены правила проведения безналичных расчетов внутри страны: 1. межхозяйственных, установленных главой 46 ГК РФ; 2. по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), открытым в расчетной сети Банка России; 3. особенности проведения расчетных операций по корреспондентским счетам кредитных организаций, открытым в других кредитных организациях, через межбанковскую расчетную систему (по счетам межфилиальных расчетов).

Ориентирами при разработке правил расчетов служат принципы организации — основополагающие начала их проведения. Разработка этих принципов является наиболее важной обязанностью центрального банка. Учитывая большое практическое значение данного элемента системы расчетов, рассмотрим его подробнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: