Основное различие между передачей содержания и отражением чувств — в размещении акцента. Отражая чувства клиента, консультант внимательно выслушивает высказывание клиента и отвечает на него, перефразируя содержание послания, но смещает акцент на чувство, которое выразил клиент. Отвечая на чувства клиента, консультант пытается максимально точно воспринимать и понимать клиента, исходя из внутренней позиции самого клиента. Консультант пробует точно определить чувство, прислушиваясь не только к тому, что клиент говорит, но также и к тому, как он говорит это. Например:
Клиент: «Я был безмерно счастлив услышать, что меня приняли в тот университет, куда я стремился!»
Консультант: «Как это волнующе для вас. Вы, должно быть, очень гордитесь тем, что были удостоены такой чести».
Клиент: «Мои мать и отец постоянно воюют. Я никогда не знаю, чего ожидать, когда папа приходит домой с работы».
Консультант: «Наверное, очень неприятно жить в такой неопределенности».
В обоих случаях ответ консультанта отражает основное эмоциональное состояние клиента и таким образом демонстрирует клиенту принятие консультантом мира клиента.
|
|
Резюмирование содержания
Резюмирование позволяет консультанту выяснять и кристаллизовать смысл высказываний клиента. Это ведет к раскрытию клиента и может также служить для проверки восприятия консультанта. Резюмирование содержания отличается от перефразирования тем, что оно обычно опирается на большее количество материала. Перефразирование обычно отвечает на предшествующее высказывание клиента; а резюмирование может охватывать часть сессии или даже всю беседу (Ivey, 1971).
Иви отметил, что резюмирование содержания наиболее часто используется в следующих ситуациях:
1. Когда консультант хочет структурировать начало сессии, вспоминая важные моменты предыдущего интервью.
2. Когда тема была предъявлена клиентом или очень запутанно, или просто слишком длинно и хаотично.
3. Когда клиенту кажется, что он уже выразил все наиболее важное по отношению к определенной теме.
4. Когда план последующих шагов требует взаимной оценки и согласия по тому, что уже было рассмотрено.
5. Когда, в конце сессии, консультант хочет подчеркнуть то, что было достигнуто за это время, возможно, чтобы это не забылось до следующей встречи (1971, с. 159).