Самораскрытие

Самораскрытие включает раскрытие ваших чувств и реакций на события и людей. В рамках отношений консультирования консультант открывает себя клиенту, чтобы облегчить раскрытие клиента. В одном случае консультант может использовать спонтанность, чтобы открыто реагировать на клиента или на его отношения в ситуации «здесь и сейчас». В другом случае консультант мог бы ответить на высказывание клиента, которое тесно связано с собственным опытом консультанта, делясь этим опытом с помощью чувств. Это, однако, может быть трудно по двум причинам: во-первых, переживание консультанта должно быть очень близко к переживаниям клиента; а во-вторых, самораскрытие консультанта должно быть достаточно долгим, чтобы обнаружить сходство, и достаточно кратким, чтобы фокус сессии не сместился от клиента к консультанту.

Самораскрытие, когда осуществлено должным образом, позволяет клиенту почувствовать, что его поняли. Это может также позволить консультанту выявить глубинные чувства клиента. В этом отношении самораскрытие, вероятно, будет способствовать глубокой эмпатии. Следующий пример иллюстрирует, как этот навык может быть использован на сессии консультирования:

Клиент: «Мне трудно с моим отцом. Он старый и очень одинокий. Он приезжает и остается на весь день, и мне кажется, что я должен развлекать его. Я забрасываю хозяйство и не могу смотреть за детьми. Я хочу быть полезной для него, но это становится все более и более трудным».

Консультант: «Я думаю, что могу понять тот гнев и обиду и в то же время вину, которые вы должны чувствовать. Моя мачеха овдовела и стала одинокой и надоедливой. Она приходит в самое неподходящее время и остается надолго. Мне трудно быть приветливой с ней, и я чувствую вину за то, что я так эгоистична».

В этом высказывании консультант перекидывает мостик между собой и клиентом, сначала позволяя клиентке узнать кое-что о своей личной жизни, а затем демонстрируя принятие и понимание чувства вины клиентки. По существу, такое самораскрытие сообщает клиенту о том, что консультант является живым человеком со своими проблемами и беспокойствами.

Стоит подчеркнуть, что самораскрытие консультанта должно быть кратковременным, чтобы не отнимать внимание у клиента.

Ряд авторов исследовали воздействие самораскрытия консультанта на клиента. Исследования Джорарда (Jourard, 1971), Пауэлла (Powell, 1968) и Труа и Каркхаффа (Truax and Cark-huff',1965) свидетельствуют, что раскрытие терапевта может облегчить самораскрытие клиента (Simonson, 1976).

Джанандреа и Мерфи (Giannandrea and Murphy, 1973) изучали мужчин — студентов колледжа. Они обнаружили, что, когда консультант использовал среднее количество самораскрытий, на повторную беседу приходило значительно больше студентов, чем когда консультант использовал слишком мало или слишком много самораскрытий. Таким образом, они предположили, что среднее количество самораскрытий увеличивает привлекательность консультанта, а также побуждает клиента к продолжению консультирования.

Джарард и Джаффи (Jourard and Jaffee, 1970) обнаружили, что чем больше продолжительность самораскрытия консультанта перед обсуждением темы сессии, тем более продолжительным является самораскрытие клиента.

Drag (1969) выяснил, что консультанты, использующие самораскрытие, отмечают большее количество самораскрытий своих клиентов и также воспринимаются как более заслуживающие доверия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: