Инвентаризация ОС проводится с целью контроля за их сохранностью, выявления неиспользуемых объектов. Обычно инвентаризацию ОС проводят 1 раз году перед составлением годового отчета. Если проводится переоценка, то инвентаризацию лучше проводить в период переоценки.
До начала инвентаризации долгосрочных активов проверяется:
- наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
- наличие и состояние технических паспортов, документов на правообладание или другой технической документации;
- наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду (лизинг), пользование и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета и технической документации вносятся соответствующие исправления и уточнения.
Инвентаризация проводится постоянно действующей комиссией, созданной приказом руководителя. В состав комиссии включаются специалисты технических служб. Комиссия в присутствии МОЛ проверяет наличие объектов ОС.
|
|
При этом объекты осматриваются в натуре, проверяется их сохранность, рабочее состояние, наличие инвентарных номеров.
Результаты инвентаризации заносятся в инвентаризационную опись. На основные средства, не пригодные к эксплуатации, составляется отдельная инвентаризационная опись с указанием причин, приведших эти объекты к непригодности.
Неучтенные объекты ОС, обнаруженные при инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости. Оформленные в установленном порядке инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию.
Если по результатам инвентаризации выявлены расхождения, то составляется сличительная ведомость. К ней прилагаются письменные объяснения МОЛ. На основании этих объяснений комиссией принимается решение о порядке регулирования разницы между учетными данными и данным инвентаризации.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором закончена инвентаризация.
Стоимость излишков или недостач основных средств, выявленных при инвентаризации, определяется дату проведения инвентаризации на основании документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов (прейскурантов, каталогов и др.), или заключений об их оценке, проведенной лицами, осуществляющими оценочную деятельность.
При оприходовании излишков ОС составляется запись:
Дебет счета 01 кредит 91 «Прочие доходы и расходы».
Недостача отражается в учете следующим образом:
Дебет сч. 02 01 на сумму накопленной амортизации
94 01 на сумму остаточной стоимости
Если недостача произошла по вине организации, то она отражается: