Вопрос 1. Понятие государственного и муниципального кредита

Одним из способов мобилизации денежных средств в финансовую систему РФ является кредит. Слово «кредит» произошло от латинского creditum – ссуда, долг, credere – верить. В толковом словаре В.И. Даля понятие «кредит» раскрывается как «доверие, вера в долг, забор, дача и прием денег или товаров на счет, на срок».[1] В современном русском языке термин «кредит» сохранил свое основное содержание и определяется как «ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг; коммерческое доверие».[2] С точки зрения экономической теории кредит – это движение ссудного капитала, включающее в себя мобилизацию свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях возвратности и срочности.[3] Возможны другие определения кредита, однако, резюмируя все подходы к определению понятия «кредит», можно сказать, что кредит – это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. Часто упоминают также принцип платности и некоторые другие принципы, однако они характерны не для всех видов кредита.Вознаграждение за пользование кредитом устанавливается в основном в форме процента.

Кредит может быть государственным, муниципальным, банковским, коммерческим, валютным, экспортным, товарным и т.д. [4] Кредитные отношения являются одними из основополагающих отношений в любой экономике, в том числе и в российской. Государство также использует кредит для привлечения денежных средств, как и хозяйствующие субъекты. При этом применяется особый вид кредита – государственный (муниципальный) кредит. Он значительно отличается от всех остальных видов кредита.

С экономической точки зрения государственный (муниципальный) кредит – это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. Государство направляет привлеченные средства на общегосударственные потребности (в основном, на покрытие дефицита бюджета) или перераспределяет их между отраслями экономики, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.

С правой точки зрения государственный (муниципальный) кредит – это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Основная роль государственного кредита состоит в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета. Однако в условиях рыночной экономики государство должно использовать кредит для регулирования денежного обращения. Кроме того, государство обязано обеспечивать кредитные организации, страховые компании, пенсионные фонды и других участников фондового рынка стабильными государственными ценными бумагами, которые являются одной из форм государственного кредита. Муниципальные образования также могут привлекать заемные средства, в том числе и за счет выпуска ценных бумаг.[5] Поэтому роль государственного (муниципального) кредита гораздо шире, чем просто источника финансирования дефицита бюджета. На современном этапе государственный кредит является важнейшим экономическим инструментом воздействия государства на финансовую обстановку в стране.

В основе отношений по государственному (муниципальному) кредиту лежат принципы срочности, возвратности и возмездности. Такие принципы характерны для любого вида кредита, однако государственный кредит значительно отличается от банковского кредита.

Во-первых, при государственном кредите государство берет в долг, а при банковском кредите банк дает в долг. В результате банковского кредита образуется долг заемщика банку, а в результате государственного кредита образуется государственный долг. Аналогично осуществляется и муниципальный кредит. Кредитные отношения, при которых государство предоставляет денежные средства на возвратной, срочной и возмездной основе, и становится кредитором, называются бюджетной ссудой.

Во-вторых, привлеченный капитал, как правило, используется не для инвестиций в производство, а для регулирования бюджета и межбюджетных отношений. Таким образом, он теряется для целей производства, что тормозит экономическое развитие. Однако государственный кредит выполняет, как уже упоминалось, стабилизирующую функцию в финансовой системе и поэтому необходим даже при отсутствии дефицита бюджета.

В результате осуществления правоотношений по государственному (муниципальному) кредиту образуется государственный долг. Государственный долг бывает внутренним и внешним. Возможно также разделение государственного долга на текущий и капитальный. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ:

Государственный долг Российской Федерации – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. [6]

Государственный долг субъекта Российской Федерации – это совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации. [7]

Муниципальный долг – это совокупность долговых обязательств муниципального образования. [8]

Государственный (муниципальный) кредит регулируется системой правовых норм, входящих отдельным институтом в финансово-правовые нормы. Большая часть данных норм относится к бюджетному законодательству. Общие положения, касающиеся правового регулирования выпуска в обращение региональных и муниципальных займов, содержатся в Конституции РФ[9] и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления».[10] Правовые основы государственного кредита в Российской Федерации закреплены в различных нормативных актах, основным среди которых является Бюджетный кодекс, которым комплексно урегулированы правоотношения по осуществлению государственных и муниципальных заимствований, а также правоотношения в области государственного и муниципального долга. Основными источниками правового регулирования муниципального кредита являются Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»,[11] Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».[12] Вопросы государственного кредита конкретных субъектов РФ и муниципального кредита регулируются также конституциями и уставами субъектов Федерации,[13] а также уставами муниципальных образований. Отдельные вопросы, например, порядок заключения договоров государственного займа, регулируются также гражданско-правовыми нормами.[14]

Помимо указанных законодательных актов правоотношения по государственному кредиту регулируются ежегодными законами и решениями о бюджетах, нормативными актами Министерства финансов РФ и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: