Понимание других

Угрызения совести. Когда человек осознает свои заблуждения и грехи, будьте осторожны, чтобы не задеть и не оскорбить его чувства собственного достоинства. Не разочаруйте его равнодушием или недоверием. Не говорите: "Прежде чем доверять ему, я подожду и посмотрю, продержится ли он". Часто именно недоверие приводит к тому, что искушаемый спотыкается.

Нам следует стараться понимать слабости других. Мы мало знаем о сердечных переживаниях тех, кто связан узами тьмы и кому недостает решимости и нравственных сил. Самую большую жалость вызывает тот, кто страдает от угрызений совести; он подобен оглушенному, который идет, шатаясь и падая в пыль. Он не способен видеть что-либо ясно. Его ум затуманен, он не знает, что предпринять. Как много несчастных душ не поняты, не оценены по достоинству, преисполнены страдания и мук, - они, как потерянные, отбившиеся от стада овцы.

Они не могут найти Бога, но всем сердцем жаждут прощения и мира.

Сильные влияния ко злу. О, пусть не будет произнесено ни единого слова, обостряющего боль! Душе, истомленной греховной жизнью, но не знающей, где найти облегчение, расскажите о сострадающем Спасителе. Возьмите такого человека за руку, поддержите его, скажите ему слова, вселяющие мужество и надежду. Помогите ему ухватиться за руку Спасителя... Нам нужно научиться ставить себя на место искушаемых. Учитывайте силу наследственности, плохое влияние общества и окружения, власть вредных привычек. Стоит ли удивляться, что многие под влиянием всего этого опускаются? Стоит ли удивляться, что они будут медленно откликаться на наши усилия? (СИ, с. 167, 168).

Нежное сострадание. О, что за дивная любовь явлена нам в том, что Бог, бесконечный Бог, даровал нам преимущество приближаться к Нему, ласково обращаясь: "Отче!" Ни один земной родитель не умолял бы более настойчиво свое заблудшее дитя, чем наш Творец умоляет преступников Его Закона. Ни одна человеческая душа никогда не следовала за нераскаявшимся с таким нежным призывом.

Поэтому с каким нежным состраданием мы должны трудиться для грешных и заблудших, погибающих вокруг нас. Мы должны работать в том духе, с тем же нежным состраданием, что и Христос. Когда мы будем живою верою обращаться к обетованиям Господа и жить всяким словом, исходящим из уст Божьих, то займем сторону Христа; а Его Дух и благодать объединятся с нашими усилиями, чтобы привести души к познанию Божественной воли. (Р35, 1886).

Сочувствие к виновным. Сколь мало мы едины с Христом в сострадании, которое должно быть сильнейшим связующим звеном нашего союза с Ним, - в сострадании к развращенным, виновным, страдающим душам, мертвым по преступлениям и грехам! Бесчеловечность по отношению к людям - наш самый великий грех. Многие полагают, что олицетворяют правосудие Божье, в то время как они далеки от того, чтобы олицетворять Его нежность и Его великую любовь. Нередко те, с кем они обходятся строго и сурово, пребывают под гнетом искушения. Сатана борется с этими душами, а резкие, безжалостные слова совсем лишают их мужества и способствуют им стать добычей искусителя.

Общение с людьми - деликатное дело. Как привести человека к покаянию, знает только Тот, Кто читает сердца. Только Его мудрость может дать нам успех в проповеди Благой вести погибающим. Вы можете, холодно сравнивая себя с другим, думать: "Я свят для тебя"; и тогда не имеет значения, насколько правильны ваши доводы и верны слова, - они не тронут сердец. Только любовь Христа, явленная в слове и деле, проложит себе путь к душе, в то время как повторением наставлений и аргументов не достигнем ничего.

Мы нуждаемся в том, чтобы иметь больше христоподобного сочувствия. Не просто сочувствие к тем, кто кажется нам безупречным, но сочувствие к бедным, страдающим, борющимся душам, часто обремененным чувством вины, согрешающим и раскаивающимся, искушаемым и разуверившимся. Мы призваны идти к нашим ближним, исполненные сострадания к их немощам, подобно нашему милостивому Первосвященнику. (СИ, с. 163, 164).

Результат холодности и пренебрежения. Но в среде нашего народа наблюдается отсутствие глубокой, искренней, трогательной любви и сострадания к искушаемым и заблуждающимся. Многие братья и сестры проявляют удивительную холодность и греховное пренебрежение. В притче Христос изобразил их проходящими мимо и держащимися как можно дальше от тех, кто более всего нуждается в помощи. Новообращенной душе часто приходится усиленно сражаться с укоренившимися привычками или с каким-то особым искушением, и если какая-то страсть или злая наклонность одолевает душу, она становится виновной в неблагоразумном поступке или в грехе. Именно в это время собратьям заблуждающегося человека надо действовать энергично, тактично и мудро, чтобы помочь ему духовно выздороветь. В подобных случаях применимы наставления Слова Божьего: "Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным". "Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать".

Но как мало у последователей Христа Его нежного сострадания! Когда один согрешает, другие слишком часто считают себя вправе описывать этот случай в самых черных красках. Люди, возможно, виновные в таких же тяжких грехах, но в другой области, жестоко и сурово обращаются со своим братом. Они раздувают ошибки, совершенные по неведению, беспечности или слабости, и представляют их как преднамеренный, умышленный грех. Когда они видят, что души сбиваются с пути, то зачастую скрещивают руки и говорят: "А что я вам говорил? Я знал, что на этих людей нельзя положиться". Тем самым они принимают сторону сатаны, злорадствуя по поводу того, что их злые подозрения оказались верными. (5С, с. 604, 605).

Любовь к согрешающим. Все мы имеем разные характеры и темпераменты, и многие, к тому же, были неправильно воспитаны. В воспитании людей есть существенные пробелы. Одни унаследовали вспыльчивый характер и в детстве не были приучены к самообладанию. Люди с таким пылким темпераментом часто отличаются завистью и ревностью. Другие виновны в чем-то ином. Некоторые проявляют нечестность в деловых вопросах, обманывая партнеров. Иные, любящие властвовать, бывают своевольны в семье. Жизнь всех этих людей далека от совершенства, они не получили правильного воспитания. Никто не говорил им, что пребывать во власти порочных качеств характера - грех, поэтому грех не кажется им крайне грешным. Другие люди, воспитание которых не страдало такими недостатками, развили в себе менее ущербный характер. Христианская жизнь каждого человека, его склонность к добру или злу в значительной степени определяются воспитанием, полученным в прошлом.

Иисус, наш Ходатай, знает все обстоятельства нашей жизни и поступает с нами в соответствии с тем светом, который мы имели, и теми обстоятельствами, в которых мы оказались. У одних людей склад характера гораздо лучше, чем у других. Некоторые все время испытывают какие-то тревоги, несчастья и волнения из-за нехороших черт своего характера, им приходится воевать с внутренними врагами и испорченным естеством. Другим же не приходится преодолевать и половины этих пороков; у них почти не возникает тех трудностей, которые должны преодолевать братья и сестры, у кого сложился не такой положительный характер. (2С, с. 74).

Радушно принимать кающихся. "К одним будьте милостивы, с рассмотрением" (Иуды 22). Люди, мудрые исходящей от Бога мудростью, увидят души, нуждающиеся в помощи; души, которые были побеждены и которые, даже искренне покаявшись, вряд ли осмелятся, без поддержки и воодушевления, ухватиться за надежду. Господь вложит в сердца слуг Его благодати побуждение радушно принимать эти трепещущие, кающиеся души в свое любвеобильное общество. Его истинные последователи не будут относиться к грешникам так, будто те не могут обрести прощения. Они будут проявлять сострадание к тем, чьи жизненные обстоятельства сложились неблагоприятно и кто позволил сатане увести их на запретные тропы.

Эти души согрешили против Бога, но если они раскаются и продемонстрируют искренность своего покаяния настойчивыми усилиями служить Господу, кто осмелится воспрепятствовать им? Воодушевляйте их. Дайте им возможность восстановить то, что они утратили. Возможно, их осаждали такие грехи, как гордость, алчность, чувственность. Укажите им на их ошибки, но не так, чтобы увести их от Христа. Словами сострадания, исполненного любви, приближайте их к Нему. Как бы низко они ни пали, не разрушайте их надежду на прощение. Трудитесь для них, молитесь вместе с ними, указывайте им на Искупителя...

Никакого осуждения других. Ревностными усилиями, подобными усилиям Христа, люди будут убеждены и обращены, и Бог скажет им слова прощения. Пусть никто не отвратит душу, которая оставляет служение сатане и просит Иисуса о прощении. "К одним будьте милостивы, с рассмотрением". Когда они жизнью доказывают, что Дух Божий работает над ними, окажите им всяческую поддержку в том, чтобы избрать служение Господу. Не разочаровывайте их своим равнодушием, удаляясь от них с видом: "Я свят для тебя" [Ис.65:5].

Те, кто поступает подобно фарисеям, возможно, не виновны в тех грехах, которые осуждают в других, но они могут быть виновны в грехах, гораздо больших в глазах Божьих. Каждый получит воздаяние согласно своих дел. Пусть осуждающие других наблюдают за собой, чтобы не быть осужденными Богом за фарисейство. (Р37, 1902).

Исполненные любви. Мы должны ожидать, что столкнемся с несовершенством молодых и неопытных в вере, однако должны снисходительно относиться к ним. Христос велел нам стараться исправлять таковых в духе кротости, и Он взыщет с нас, если своим поведением мы доводим их до разочарования, отчаяния и гибели. Если мы ежедневно не взращиваем драгоценное растение любви, нам угрожает опасность стать людьми ограниченными, безучастными, фанатичными, критически настроенными, считающими себя праведными, тогда как на самом деле мы далеки от Божьего одобрения. Некоторые из нас невежливы, резки и грубы. Они подобны каштановым шипам: колются всякий раз, когда к ним дотрагиваются. Причиненный ими ущерб не поддается оценке, ибо они неправильно представляют нашего любящего Спасителя.

Мы должны подняться на более высокий уровень, иначе будем недостойны называться христианами. Нам надо развивать в себе дух, с которым Христос трудился для спасения согрешающих. Они так же дороги Ему, как и мы. Они точно так же способны стать трофеями Его благодати и наследниками Царства. Но им угрожают ловушки коварного врага, они подвержены опасности и осквернению, и без спасительной благодати Христа будут обречены на неминуемую гибель. Рассматривали ли мы этот вопрос в правильном свете: как оживить наше рвение и умножить искренние, самоотверженные усилия, чтобы ближе стать к нуждающимся в нашей помощи, наших молитвах, нашем сочувствии и нашей любви! (5С, с. 605, 606).

Иисус - наш пример. Христос призывал именно отверженных, мытарей и грешников, презираемых обществом; Своей любовью и добротой Он побуждал их прийти к Нему. Единственная категория людей, которых Он никогда не поддерживал, - это те, кто с чувством самодовольства стоял в стороне и свысока смотрел на других...

Он относился с уважением даже к тем, которые пали ниже всех. Христу всегда было больно соприкасаться с враждебностью, порочностью и нравственной нечистотой; но Он никогда не выказал этого чувства и ни единым словом не упрекнул окружающих за то, что Его чуткая душа потрясена или нечто оскорбило Его утонченный вкус. Какими бы порочными ни были привычки, каким бы сильным ни было предубеждение, какими бы властными ни были человеческие страсти, Он ко всем испытывал нежное сострадание. Если мы станем причастниками Его Духа, то будем относиться ко всем людям, как братьям, переживающим подобно нам искушения и испытания, часто падающим и пытающимся подняться снова, борющимся с унынием и трудностями и жаждущим сочувствия и помощи. Тогда мы будем стараться не смутить и не оттолкнуть их, но пробудить в их сердцах надежду. (СИ, с. 164, 165).

Приложения

Приложение А. Мастурбация и умопомешательство

В своем научном исследовании "Умопомешательство как следствие мастурбации: История данного умозаключения" (Journal of Mental Science 108:1, Jan., 1962) E.X.Xeep ссылается на исследования, проведенные над 500 пациентами, периодически поступавшими в Государственный Психопатический госпиталь Айова. Он заявляет, что авторы научно-исследовательского труда (Маламуд В., Палмер Г. Роль мастурбации в возникновении умственных расстройств Journal of Nervous and Mental Disorders, 76:220, 1932) пришли к заключению, что в двадцати двух случаях мастурбация явно была "самой главной причиной расстройства".

Далее он продолжает:

"Авторы пришли к заключению, что причиной заболевания скорее была не привычка, а противоречивые понятия (конфликт в уме, мышлении) порожденные мастурбацией; они верили, что это заключение будет подтверждено эффективностью психотерапии, направленной на то, чтобы изменить свойственное пациенту понятие о мастурбации. Но тот факт, что пятнадцать пациентов из двадцати двух страдали депрессией, должен вызвать сомнение относительно обоснованности даже этого умеренного заключения, поскольку пациент, пребывающий в депрессии, склонен не только обвинять себя в пренебрежении тем, что, по его мнению, является правилом здоровья, но и оправиться от своей болезни, независимо от того, подвергается он психотерапии или нет" (с. 22).

Таким образом, Хеер ставит под сомнение заключения, сделанные Маламудом и Пальмером, но, выражаясь многозначительно об этом исследовании, отмечает, что оно является "одной из немногих попыток (насколько мне известно, действительно единственной настоящей попыткой) дать научное обоснование гипотезе о мастурбации [гипотезе, согласно которой мастурбация может стать причиной умопомешательства]".

Признав тот факт, что "опровергнуть гипотезу о мастурбации не представляется возможным", Хеер приходит к своему окончательному заключению: "Все, что мы можем сказать на основании имеющихся у нас доказательств, это то, что связь, существующая между мастурбацией и умственным расстройством, слаба и непостоянна; поэтому, если мастурбация и является причинным фактором, то, по всей вероятности, не весьма важным" (там же, с. 19).

Итак, хотя этот авторитет преуменьшает возможность существования связи между мастурбацией и умопомешательством, он все же полностью не отрицает ее. И, что более важно, он обнаружил, что имела место только одна настоящая попытка дать гипотезе научное обоснование.

Упоминая о мастурбации в своем труде "Юношеское формирование и становление" (McGraw-Hill Book Company, 1965), Лестер К. и Эллис Кроу приходят к заключению: "Воздействия этого вида сексуального извращения пока окончательно не известны".

Дэвид Хорробин, доктор медицины и философии из Оксфордского университета, заявляет:

"Количество цинка в сперме таково, что одна эякуляция дает возможность избавиться от цинка, всасывающегося из кишечника за одни сутки. Это чревато рядом последствий. Если утраченное количество не будет восполнено в результате усиленного питания, частая эякуляция может привести к подлинному дефициту цинка с вытекающими из этого различными последствиями, в том числе и импотенцией.

Возможно даже (учитывая то, какое важное значение представляет цинк для мозга), что моралисты XIX столетия были правы, утверждая, что частая мастурбация может привести человека к сумасшествию!" (Цинк Vitabooks: St.Albans, Vermont, 1981, p. 8).

Это заявление подобно тому, которое сделал Кард С. Пфайффер, доктор медицины и философии, в своем труде, посвященном цинку. Он признает:

"Нам неприятно говорить это, но у подростков, страдающих дефицитом цинка, сексуальное возбуждение и чрезмерная мастурбация могут ускорить умопомешательство". (Цинк и другие питательные микроэлементы Keats: New Canaan, Conn., 1978, p. 45).

He все авторитеты в области медицины согласились бы с этими заключениями, однако важно то, что научное исследование некоторых из них позволили им прийти к заключениям, сходным с учениями Эллен Уайт.

"Руководство для детей" (с. 439-456) содержит более полную информацию по данному вопросу.

Приложение Б. Ранняя проблема Церкви

Первому съезду Конференции Церкви АСД с участием делегатов, имевшей место в г. Монтерей, штат Мичиган, 4-6 октября 1862 г., было представлено четыре вопроса. Первым из них был: "Как нам относиться к бракам разведенных людей?"

Термин "брак разведенных людей" обозначает брак супругов, "которые развелись со своими первыми мужьями или женами по иным причинам, чем упомянутая в Евангелии от Матфея, 19 глава, и, находясь в состоянии развода, вновь вступили в брак. Могут ли такие люди, впоследствии принявшие истину для настоящего времени, стать членами нашей Церкви?" (Ревью энд Геральд, 14 октября 1862 г.).

Этот вопрос был передан на рассмотрение Комитета Конференции. Не существует никакой записи относительно какой-либо последующей рекомендации или решения.


[1] Ссылка на Евр.13:4 в Переводе Короля Иакова, которым пользовалась Эллен Уайт. — Прим, эксперта.

[2] В 1885 г. Эллен Уайт заявила: «В наш век, когда сцены земной истории должны вскоре завершиться и мы вот-вот вступим во время скорби, какого не бывало от начала мира, чем меньше заключается браков, тем лучше для всех: и для мужчин, и для женщин». (5С, с.366). Она верила, что конец мира близок. Но возвращение Христа задержалось. В 1901 г. Эллен Уайт писала: «Возможно, нам придется остаться здесь, в этом мире, по причине непокорности еще на многие годы». Она продолжала давать советы по вопросам брачных отношений на протяжении всей своей жизни.

[3] Написано 27 июня 1869 г. Эмме МакДирмон, которой был 21 год, когда она вышла замуж за сына Эллен Уайт, Эдсона, в его 21-ый день рождения, 28 июля 1870 года. Эмма родилась 16 ноября 1848 года. Другому сыну Эллен Уайт, Уильяму К. Уайту, был 21 год, когда он женился на Мэри Келси, которой еще не было 19 лет.

[4] Возраст этой девочки во время заключения брака не известен.

[5] Первая жена проповедника С.Н.Хаскелла умерла в 1894 г. Это письмо относится к его второму браку, который был заключен в 1897 г., когда ему было 64 года.

[6] Это письмо было написано 28 июля 1902 года сыну проповедника Джорджа И.Батлера, бывшего президента Генеральной Конференции. Жена проповедника Батлера умерла 15 ноября 1901 года, оставив его вдовцом в возрасте 68 лет. Под влиянием своего сына проповедник Батлер не женился на женщине, о которой говорится в этом письме. Спустя пять лет, в 1907 году, он женился на другой женщине.

[7] Написано жене, которая, будучи серьезно оскорбленной своим неверующим мужем, решила оставить семью и совершать миссионерскую работу.

[8] Когда Уолтер К. был еще молодым человеком, он совершил посту-г-ск. который, по его мнению, предлагается в Матф.19:12, и сделал сям скопцом. По словам Уолтера, Лаура вышла замуж за него, будучи полностью осведомленной о его состоянии. Однако впоследствии она развелась с ним и вторично вышла замуж. После ее второго брака Уолтер также женился. В письмах этого раздела выражено искреннее стремление Эллен Уайт защитить святость брачных обязательств даже перед лицом чрезвычайно сложных обстоятельств.

[9] Это ссылка на текст 1Фес.5:22 в Переводе Короля Иакова, которым пользовалась Эллен Уайт. — Прим, эксперта.

[10] Написано 26 августа 1895 г. матери второй жены Уолтера К.

[11] Относительно второго брака Уолтера К. вот что пишет У. К. Уайт: «Им овладел страх, что его новая жена захочет завладеть частью его денег, чтобы помочь своим родственникам, поэтому он работал несколько лет над тем, чтобы, насколько возможно, отделить ее от родных. Он привез ее в Калифорнию, не приложив никаких стараний к тому, чтобы обеспечить ее жильем, но был доволен, что она занимается на курсах медсестер в санатории Сент-Хелена. Когда она достигла значительных успехов в этой области, чтобы что-то зарабатывать, он позволил ей работать самостоятельно с очень ограниченной финансовой поддержкой со своей стороны...

[12] В «свидетельстве», написанном 10 августа 1892 г., Анна Раис Филлипс заявила: «Наступило то время, о котором писал Павел: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие»... Сатана заставит вас думать, что вы не можете отказаться от этого, что это ваше право, но, брат мой, так ли это, когда по этому поводу высказался Бог?» (Документы литературного наследия Э. Уайт, файл 363).

[13] Две статьи в Ревью энд Геральд от 19 сентября и 26 сентября носили общее название «Христианство в супружеских отношениях».

[14] Петтинг — взаимные любовные ласки без полового акта. — Прим. редактора.

[15] Годичное совещание Церкви Адвентистов седьмого дня в 1977 г. приняло решение о том, что «очевидные сексуальные извращения, включая гомосексуализм, признаются злоупотреблением сексуальными возможностями и нарушением Божественного замысла относительно брака. Они являются основанием для развода» (Общие действия, с.10). Причины, по которым человек может быть исключен из Церкви Адвентистов седьмого дня, включают в себя «гомосексуализм и другие извращения» (Руководство Церкви Адвентистов седьмого дня, издание 1986 г., с. 162).

[16] См. Приложение 1.

[17] Этот раздел содержит личные свидетельства, адресованные в основном служителям и работникам различных учреждений Церкви Адвентистов седьмого дня в девятнадцатом веке. Эллен Уайт предполагала, что ее советы отдельным людям также должны приносить пользу и другим в аналогичных ситуациях. Она писала: «Когда Господь выделяет случаи, происшедшие с отдельными людьми, и определяет их ошибки, братья и сестры, не показанные в видении, зачастую считают само собой разумеющимся, что они правы или почти правы. Если кого-то одного обличили за какой-то определенный грех, братья и сестры должны внимательно исследовать себя, чтобы понять, каковы их собственные недостатки и не виновны ли они в том же самом грехе... Обличая грехи одних, Он надеется исправить многих... Он выявляет грехи некоторых, дабы предостеречь таким образом других, чтобы они убоялись и избегали этих заблуждений». (2С, с. 112,113). Относительно большого количества писем в этом разделе, которые адресованы служителям Евангелия, читатель может обратиться к предисловию.

[18] Этот человек, рукоположенный служитель, был вдовцом около пяти лет, когда бьши написаны эти письма.- Случайные пробелы воспроизведены так, как они встречаются в файловых копиях писем в хранилище литературного наследия Эллен Уайт.

[19] «Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились» (Марка 5:15). — (Прим, эксперта.)

[20] Евангелист, которому были написаны эти письма, иногда проводил несколько серий встреч на одной территории, затем переезжал на следующую территорию, в то время как его жена оставалась продолжать изучение Библии с образовавшейся группой. Эта ситуация была далека от идеальной. В конце концов, он впал в грех прелюбодеяния и даже отверг Дух Пророчества и наставления руководителей Генеральной Конференции. Издательство «Ревью энд Геральд» объявило о том, что его удостоверение аннулировано. За несколько лет до своей смерти он покаялся и обратился к Господу.

[21] Это письмо было направлено проповеднику Джорджу И. Батлеру, президенту Генеральной Конференции, но Эллен Уайт также обращается в нем непосредственно к брату X., виновному служителю.

[22] Написано служителю, который фантазировал относительно женщины, которая не была его женой, но к которой он питал нежные чувства. Он надеялся жить с этой женщиной и иметь с ней детей на Небесах.

[23] Написано молодому неженатому служителю.

[24] Письмо написано служителю, который нарушил Седьмую Заповедь, но потом раскаялся.

[25] Написано нераскаявшемуся служителю.

[26] Брат У.Ф.С. и Фанни У. были помощниками Эллен Уайт, вначале в Мельбурне, а позже в Куранбонге, Новый Южный Уэльс. В 1895 г. миссис Уайт и ее сотрудники жили и трудились в палатках в то время, как строился Саннисайд, постоянная резиденция.

[27] «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.

[28] Спустя 20 лет У.К.Уайт писал другому адресату:

[29] Выдержки из письма, написанного из Европы брату Джорджу И. Батлеру, относительно нескольких служителей США, которые нарушили Седьмую Заповедь.

[30] Этот совет был дан в 1893 г., когда словосочетание «городская миссия» означало название особой формы евангельского служения. Она состояла из группы служителей, колпортеров, медсестер и других. Сегодня она иногда называется «полевой школой». Миссии важны как основание миссионерской работы в наших городах, но если те, кто стоит во главе этих миссий, не предпримут энергичных усилий для того, чтобы охранять каждый пост от нападок сатаны, мы будем нести потери..

[31] Литературное Наследие Э.Уайт не располагает весомой документацией о характере преступления Е., но Артур Л. Уайт вспоминает, что он слышал об этом от своего отца У.К. Уайта, как об особенно отвратительном случае инцеста.

[32] Поскольку это заявление было написано совместно Джеймсом и Эллен Уайт, становится очевидным, что изложенные взгляды были полностью одобрены Эллен Уайт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: