Постановка Кузнецкого острога
Вопросы для подготовки
- Цель русского присутствия в Сибири и в Кузнецкой земле в частности: основные версии.
- Порядок возведения опорных пунктов при движении русских от Камня (Урала) к Кузнецам (остроги, города, даты).
- Военно-политический контекст возведения острогов в Верхнем Притомье.
- Право - и левобережная версии постановки Кузнецкого острога.
- Эволюция Кузнецкого острога в XVII – кон. XVIII вв. Формирование Кузнецкой линии.
Литература
1. Добжанский В. И., Ширин Ю. В. Кузнецкий острог 1618 и 1620 гг. // Аборигены и русские старожилы Притомья. – Кемерово, 2002. – С. 221–242 (см. электронную копию в папке).
2. Добжанский В. Н., Ширин Ю. В. Кузнецкий острог 1618 года и его перестройка в 1620 году. – Сайт администрации г. Новокузнецка. – http://www.admnkz.ru/document.do?id=92887
3. Лучшева Ю.Б., Ширин Ю.В. Эволюция укреплений Кузнецка В XVII – XVIII вв. // Аборигены и русские старожилы Притомья. – Кемерово, 2002. – С. 250–274 (см. электронную копию в папке).
4. История крепости // Сайт историко-архитектурного музея «Кузнецкая крепость». – http://www.kuzn-krepost.narod.ru/hist_krepost.html.
5. Лизогуб П. П. О начале формирования Кузнецкого гарнизона // Кузнецкая старина. – Вып. 6. – Новокузнецк, 2004. – С. 113–118; то же: http://www.admnkz.ru/document.do;jsessionid=062162B3EE29240F62BF2E8305E8322A?id=93290.
6. Кауфман А.О. Некоторые аспекты процесса формирования кузнецкого гарнизона в XVII – начале XVIII вв. // Кузнецкая старина Вып. 7. – Новокузнецк, 2005. – С. 98–107; то же: http://www.новокузнецк.рф/document.do;jsessionid=C269F98673E7631BE9276ADF61E4F785?id=93292.
7. Огурцов А. Ю. О трёхсотлетнем споре // Кузнецкая старина. – Вып. 7. – Новокузнецк, 2005. – С. 77–97; то же: http://www.admnkz.ru/document.do?id=92891.
8. Огурцов А. Ю. На Кузнецкой линии // Кузнецкая старина. – Вып. 9. – Новокузнецк, 2007. –С. 40–67; то же: http://www.admnkz.ru/document.do;jsessionid=062162B3EE29240F62BF2E8305E8322A?id=93289.
Практическое занятие № 2
«Кузнецкая летопись» И. С. Конюхова
(1867–1881)
Цель занятия: формирование навыков интерпретации краеведческого текста ХIХ века как исторического и литературного источника.
Для работы на занятии студенту необходимо иметь текст источника.
Вопросы для подготовки
- Что такое краеведение? Дайте краткую биографическую справку об Иване Семеновиче Конюхове (1791–1881). В чем, по мнению исследователей, отличие «Летописи» И. С. Конюхова от других краеведческих работ ХIХ в.? Каких именно?
- Какова судьба публикации текста (подробно – с кон. XIX в. по кон. ХХ в.)? Почему И. С. Конюхов приступил к сочинению «Кузнецкой летописи» именно в 1867 г.? С какой целью в конце «Летописи» помещен перечень русских правителей (великих князей, царей, императоров)?
- Почему жанр текста определен автором как летопись? Что такое летопись? Почему И. С. Конюхов, приступивший к своему труду в уже 1867 г., все еще определяет его жанр как летопись?
- Какими источниками воспользовался И. С. Конюхов для своей летописи?
- Как можно определить стилистическую сторону «Летописи»? Найдите признаки различных стилей в тексте источника. Прокомментируйте зачин (самое начало текста, после фразы «Господи, благослови»): как следует понимать предупреждения автора, что многое в тексте «описано неверно», что он «не соблюдал ни в чем никакого порядка»?
- Какое место в тексте занимает описание военной истории Кузнецка? Найдите все фрагменты текста, касающиеся военных эпизодов, строительства фортификационных сооружений.
- Опишите моделирование городского пространства в «Летописи», выписав последовательно все упоминания в тексте топографии города и его окрестностей. Перечислите «линии», земляной вал, реки и речки, «могильники», села, упоминающиеся отдельные части города – где они располагаются в современном Новокузнецке? Учтите также информацию об истории каменного строительства в городе, административном делении города, генеральном плане города.
- Опишите моделирование времени в «Летописи»: народный и православный календарь, календарные праздники как основа кузнецкого уездного быта. Какие именно, как отмечались.
- Докажите, что повествование имеет религиозный характер. Учтите упоминания о кузнецких церквях, часовнях, монастырях, монахах, крестных ходах, о «локальном календаре». Какие христианские легенды можно обнаружить в тексте?
- Какое значение имело для города, горожан создание этого памятника?