- Дайте развернутое определение космогонического мифа (опирайтесь на данные словаря).
- Как мифологическое мышление моделирует пространство до, в момент и после творения мира? Оперируйте категориями Хаос, Космос и Граница. Каковы инвариантные компоненты космогонического мифа у разных народов?
- «Разложите» стихотворение В. В. Маяковского о Кузнецкстрое на значимые элементы (см. таблицу):
- пространственные (характеристики пространства, предметы, находящиеся в нем или организующие его);
- хронологические (структура времени: прошлое – настоящее – будущее; сакральные числа);
- персонажные (собственно персонажи, а также их действия).
Выписывайте их из текста в той последовательности, в которой они введены в него автором. Пример. Читаем начало текста: По небу тучи бегают, дождями сумрак сжат, под старою телегою рабочие лежат. Выписываем: «небо» (так как далее упоминается «телега», «под» – т. е. еще ниже – которой лежат рабочие; все это в совокупности описывает важный компонент космогонического повествования – вертикаль мироздания, мифологическую константу верх–низ). Далее выписываем: «тучи», «дожди», «сумрак» – эти семантические элементы, описывающие погоду, сопоставимы с характеристиками Хаоса до начала творения. Сумрак «сжат» дождями – это дополнительная черта тяжелого, угнетенного, скованного состояния мира до творения (далее в тексте дается описание свободного, просторного состояния будущего города-сада).
|
|
В таком порядке необходимо прокомментировать весь текст.
- Сопоставьте образно-семантическую структуру космогонического мифа и стихотворения о Кузнецкстрое. Какова степень их совпадения – формального (значимые элементы текста) и содержательного (значения этих элементов)?
- В чем произведение В. В. Маяковского не соответствует структурно-смысловому «канону» космогонии?
Бинарные оппозиции, организующие первозданный Хаос | Образно-символическая структура стихотворения | Структура мифологического времени |
Верх – низ Исходная модель мира (в ситуации творения) – ВЕРТИКАЛЬНАЯ | «небо» «вода»=«дожди» «старая телега» «рабочие» («лежат/сидят»); «подмокший хлеб» «вода»=«грязь» | Условное сейчас (повествование от грамматического настоящего времени), совпадающее с условной точкой зарождения Космоса. Время «в начале» |
Тьма – свет | «сумрак», «свинцовоночие», «темь» – «лучину жгут» | |
Вода – твердь | «вода и под и над» – вместо тверди только «грязь», вторая пара оппозиции отсутствует, проецируется В БУДУЩЕЕ | |
Холод – тепло | «сливеют губы с холода», «промозглость» – вторая пара оппозиции отсутствует, проецируется В БУДУЩЕЕ | |
Голод – сытость | «шепот громче голода» – вторая пара оппозиции отсутствует, проецируется В БУДУЩЕЕ | |
Итоговый Космос Модель мира – ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ | Центр Космоса: «мартены в сотню солнц» «стоугольный «Гигант»» «дом хороший и ситный без пайка» Границы Космоса: «стройки стенами» | «Через четыре года» (от начальной точки во времени) |
Периферийный Хаос, остающийся после творения | «тайга» («аж за Байкал отброшенная») «медвежьи банды» в ней |
Способ, которым Хаос преобразится в Космос: «взрывы».
|
|
Условия, необходимые для превращения Хаоса в Космос: «в лад» («мы»); «шепот (гордый) громче голода»; «дадут»; «я знаю».
Сакральные числа: 4, 100.