В рамках консультационного процесса выделяют следующие стадии процесса консультирования:
· предварительная стадия;
· предпроектная;
· проектная;
· стадия реализации проекта;
· стадия завершения проекта;
· постпроектная.
Задачи предварительной стадии:
- необходимо осознание руководителем проблемы и необходимости ее разрешения;
- признание руководителем, что для разрешения проблемы необходимо привлечь внешнего консультанта;
- поиск источников информации консультантов;
- сбор и анализ информации о консультантах и их услугах;
- проведение сторонами предварительных переговоров о возможности сотрудничества;
- предварительное обсуждение сторонами сути проблемы и путей ее разрешения;
- формирование проектной группы из числа руководителей и специалистов предприятия;
- назначение ответственного за дальнейшее взаимодействие группы и консультантов.
Задачи предпроектной стадии:
- определение статуса рабочей группы и регламента ее работы;
- определение характера и существа проблемы;
|
|
- анализ взаимосвязей и причин возникновения проблемы;
- обоснование необходимости разрешения проблем, изменений и инноваций;
- определение возможных путей разрешения проблемы;
- разработка концепций в проект о разрешении проблемы;
- определение ресурсного обеспечения для разрешения проблемы (время, информация, персонал, финансовые ресурсы, техническое обеспечение);
- определение источников финансирования проекта;
- выбор критериев оценки, оценочных шкал и методов оценки;
- исследование существа проблем и причин их возникновения, сбор фактических данных;
- систематизация и анализ полученных данных;
- формирование проектных предложений технического задания, бюджетного графика проектных работ;
- определение рисков и неопределенностей, связанных с разработкой и реализацией проекта
- определение ролей сторон на стадии разработки проекта.
Задачи проектной стадии:
- поиск и структурирование решений;
- анализ и синтез альтернатив;
- разработка рекомендаций по разрешению проблемы;
- разработка рекомендаций по анализу возможных социальных и иных неблагоприятных последствий, рисков и неопределенностей;
- разработка стратегии и тактики решения проблемы;
- разработка графика мероприятий по разрешению проблемы;
- разработка правил, регламента, бюджета, касающихся необходимых изменений и инноваций;
- оформление проектной документации;
- защита проекта и его корректировка в случае необходимости;
- утверждение проекта;
- определение ролей сторон на стадии реализации проекта.
Задачи на стадии реализации проекта:
|
|
- осуществление мероприятий по разрешению проблемы в соответствии с графиком работ, организационной и проектной документации;
- привлечение, учение и мотивация персонала к осознанию, принятию и поддержке изменений;
- передача инструментария и методик обучения к их использованию;
- корректировка решений, рекомендаций и плана действий;
- контроль исполнения проекта и достижение необходимых результатов.
Задачи на стадии завершения проекта:
- оценка сделанного и сравнение фактически полученных результатов с планируемыми;
- анализ масштабов отклонений и причин их возникновения;
- разработка дополнительных корректировочных мероприятий и их осуществление в случае необходимости;
- формирование отчета о проделанной работе и использовании ресурсов;
- обсуждение отчета, его корректировка и утверждение;
- подписание акта сдачи и приемке работ;
- окончательный расчет между сторонами по обязательствам.
Задачи постпроектной стадии:
- анализ изменении, произошедших в связи с реализацией проекта;
- анализ опыта взаимодействия сторон в рамках реализации проекта;
- осознание вновь возникших проблем;
- определение ролей сторон при разрешении вновь возникших проблем;
- выход консультанта из проекта и осуществление нового проекта.