Для повышения надёжности эксплуатации, предотвращения отказов бортовых аккумуляторных батарей и упрощения их технического обслуживания на самолетах зарубежного производства начали использовать специальные бортовые устройства для заряда, управления зарядом и контроля состояния аккумуляторных батарей. Такие устройства применяют, главным образом, для заряда никель-кадмиевых аккумуляторных батарей, которые особенно чувствительны к росту тока при заряде.
В последнее время бортовые зарядные устройства выполняют в виде интегральных бортовых аккумуляторных систем, в состав которых входят:
- аккумуляторная батарея;
- зарядное устройство;
- система автоматического контроля состояния батареи;
- система управления зарядом батареи и переключения ее на режим разряда.
Все перечисленные устройства входят в состав единого конструктивного блока. Использование этой аппаратуры позволяет повысить надежность батареи, уменьшить время ее заряда после использования части емкости для запуска двигателей и снизить трудоемкость обслуживания.
|
|
На сегодняшний день используются два способа заряда аккумуляторных батарей на борту самолётов и вертолётов:
1. Заряд батарей непосредственно от сети постоянного тока.
Н аиболее распространённым является способ заряда батарей непосредственно от сети постоянного тока. При этом бортовое зарядное устройство контролирует процесс заряда (по току и времени) и в соответствии с результатами контроля батарея автоматически включается на заряд или отключается от сети. При падении напряжения в сети ниже допустимого значения батарея подключается к шине жизненно важных потребителей (потребители I категории), экипаж получает информацию о переходе на аккумуляторное питание. При нормальной работе системы батарея подключается к шинам только для подзарядки (этот процесс протекает под контролем зарядного устройства), или для запуска ВСУ.
Для управления режимом заряда и контроля за состоянием батареи в схеме предусмотрено измерение тока заряда (падение напряжения на эталонном сопротивлении, включенном последовательно с батареей), напряжений на зажимах батареи и на шинах бортовой сети, а также температуры или давления в одном из элементов батареи, увеличение которых сигнализирует о начале теплового разгона (или о кипении электролита при использовании кислотных аккумуляторов). Автоматическое отключение батареи от бортовой сети в процессе заряда происходит при снижении тока заряда до 3 А, а также при неисправностях аккумуляторной батареи, фиксируемых по увеличению тока заряда и росту температуры электролита.