Применяемые на самолётах и вертолётах гражданской авиации генераторы постоянного тока, в зависимости от способа питания обмотки возбуждения делятся на два вида:
- генераторы с параллельным (шунтовым) самовозбуждением;
- генераторы со смешанным возбуждением.
1. Генераторы с параллельным самовозбуждением (рис.3.9.) применяются на абсолютном большинстве самолётов и вертолётов с основной системой электроснабжения постоянного тока. Для таких генераторов не требуются дополнительные источники постоянного тока для питания обмотки возбуждения, то есть генератор сам себя возбуждает. Ток от плюсовой клеммы генератора поступает в сеть, а также – параллельно, через обмотку возбуждения, на корпус.
В генераторах с параллельным самовозбуждением достаточно просто реализуется стабилизация напряжения независимо от частоты вращения (режима работы двигателя) и тока нагрузки (мощности включенных потребителей).
Рис. 3.9. Схема генератора с параллельным самовозбуждением
ЭДС генератора:
|
|
Е = сФп, где:
с – коэффициент, являющийся для конкретного генератора постоянной величиной, зависящий от числа пар полюсов;;
Ф – магнитный поток, создаваемый обмоткой возбуждения;
п – частота вращения ротора генератора (обороты в минуту)
Напряжение генератора
U = E – Ir = cФn – Ir
Напряжение генератора с самовозбуждением можно легко стабилизировать, воздействуя на ток возбуждения, то есть магнитный поток Ф.