Нормативно-правовая база

В соответствии с постановлением Конституционного суда ФРГ федеральным правительством были разработаны и с декабря 1990 года вступили в силу:

· Закон о Федеральной разведывательной службе;

· Закон Ведомстве по охране конституции и военной контрразведке

Сбор информации из открытых и всем доступных источников не требует никаких правовых разрешений. Но там, где приходится применять для получения информации “разведывательные средства”, дело обстоит по-другому. Задачи и сферы деятельности немецких секретных служб прежде всего определены и ограничены соответствующими законами:

· Закон о Федеральном ведомстве по охране конституции;

· Закон о БНД

· Закон о МАД

На БНД, как на федеральный разведывательный орган, возложена задача по сбору сведений о событиях за рубежом, имеющих особое значение для ФРГ с точки зрения внешней политики и политики безопасности.

БНД разрешено законом собирать, обрабатывать и использовать информацию для защиты своих сотрудников, учреждений и источников от подрывной и разведывательной деятельности, проведения специальной проверки на безопасность лиц, которые работают либо собираются работать в Федеральной разведывательной службе. Конкретные формы и методы получения информации в законе не оговорены, но со ссылкой на закон о БФФ разрешается использовать «методы, предметы и инструменты для тайного сбора информации, а также доверенных лиц, агентов, наружное наблюдение, видео и звукозапись, документы прикрытия».

Прокуратура, полиция и пограничная охрана обязаны сами или по запросу сообщать в БНД все значимые для них сведения любого характера. В системе разведывательных органов ФРГ Федеральная разведывательная служба занимает особое место, определяемое задачами, возложенными на разведку федеральным правительством. БНД призвано выполнять поручения правительства и обеспечивать его разведывательной информацией. ОБЩИЕ ПРАВА

Федеральное ведомство по охране конституции может собирать, обрабатывать и использовать всю информацию, необходимую для выполнения своих задач, включая персонифицированные данные. Оно может использовать методы, средства и инструменты для тайного сбора информации, включая агентуру (доверенных лиц), наружное наблюдение, звуко- и видеозапись, тайнопись, фальшивые документы и “маскировочные” автомобильные номера. Где эти предоставленные БФФ права подлежат ограничению? БФФ, например, обязано исправлять персонифицированные данные, если они неверны, и стирать их, если они больше не нужны. Земельные ведомства по охране конституции собирают информацию в соответствии со сходными законами о земельных органах охраны конституции, оценивают ее и передают в БФФ или в другие земельные органы власти, в случае, если последним это нужно для выполнения их задач. Подобными полномочиями в сфере общего права в вопросах получения разведывательной информации обладают также БНД и МАД. В “их” законах наличествуют ссылки на Закон о Федеральном ведомстве по охране конституции.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА

БФФ и БНД уполномочены в единичных случаях требовать информацию у финансово-кредитных учреждений, банков, финансовых предприятий, т.е. сведения о банковских счетах, их владельцах и прочих уполномоченных лицах в вопросах капиталовложений и переводов денег. Таким образом, они получают возможность оценить финансовые ресурсы и опасность, например, террористических группировок. Кроме того, знания о трансфертах денег могут быть доказательством подготовки и планирования терактов.

БФФ имеет право получать у почтовых служб (Немецкая Федеральная почта, UPS, German Pаrcel, DHL) сведения о именах и адресах почтовых отправлений. Почтовые службы обязаны предоставлять такую информацию только при наличии твердых оснований для подозрения, что готовится, планируется или уже было совершено преступление.

Своевременно собранные и всеохватывающие сведения о перемещении подозрительных лиц должны дать БФФ возможность вовремя проанализировать местонахождение и перемещения международных террористических групп и других лиц, попавших в поле наблюдения БФФ, идентифицировать их места отдыха, проведения подготовки и планирования, а также - возможные цели для терактов. Потому БФФ имеет право получать у авиакомпаний информацию об именах и направлениях рейсов пассажиров.

Некоторыми из подпадающих под обязательное информирование в случае требования данными о телекоммуникационных соединениях и об услугах телефонных служб являются:

§ данные о состоянии телефонных счетов, номера карточек, определение местонахождения или вызываемого номера абонента, или идентификацию номеров с и на который звонили, либо конечного устройства.

§ Дата и время начала и конца соединения.

§ Данные о клиенте, пользовавшемся услугами телекоммуникаций и телефонных служб.

§ Конечные пункты постоянных соединений, дата и время их начала и конца.

Согласно статьи 10 Основного закона (Конституции) тайна почтовой переписки, а также телефонных переговоров и прочей связи является неприкосновенной. Ограничения этой неприкосновенности могут, естественно, быть введены только на основании закона. Это и произошло с помощью т.н. Закона Г-10 (назван так по номеру статьи Основного закона). В нем расписывается, для каких целей секретные службы имеют право проводить мероприятия по прослушиванию. Если мероприятие направлено против отдельного подозреваемого и включает круг его общения, оно определяется как “ограничение в отдельном случае” или “индивидуальный контроль”.. Ограничение основных прав отдельного лица предусматривает наличие твердых подозрений, что данное лицо планирует, совершает или уже совершило одно из преступлений, указанных в “каталоге преступлений”, содержащемся в законе Г-10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: