Заповедь, запрещающая требовать уплаты долга по прошествии седьмого года

Сказано в Торе: "Не взыскивай со своего ближнего и со своего брата, ибо провозглашена шмита (прощение долгов) ради Всевышнего" (Дварим 15:2).

Запрет относится ко времени, когда действует закон о йовэле. В наше время закон прощения долгов осуществляется по указанию мудрецов. Поэтому тот, кто нарушает этот запрет, тем самым нарушает постановление мудрецов.

Заповедь, запрещающая брать в залог предметы, используемые для приготовления пищи

Сказано в Торе: "Не возьмет в залог ни нижний жернов, ни верхний жернов, - ибо душу он берет в залог" (Дварим 24:6).

Запрет нарушается кредитором в обоих случаях: дал ли он ссуду под заложенный предмет или взял этот предмет сам (или через суд) после предоставления ссуды.

Взятый в нарушение приведенной заповеди предмет надо вернуть. Если предмет, взятый в качестве залога, пропал или сгорел, кредитор теряет возможность исправить нарушение данного запрета.

Взятие в залог каждого предмета (например, нижнего или верхнего жернова) считается отдельным нарушением. Даже если эти предметы, подобно нижнему и верхнему жерновам, служат для выполнения одной работы, наказание за каждый из них следует отдельно. Аналогично в случае с любыми двумя хозяйственными предметами: даже если они служат одной цели, нарушение засчитывается отдельно за каждый предмет.

Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

Заповедь, запрещающая забирать залог у должника силой

Сказано в Торе: "Не входи в его дом, чтобы взять у него залог" (Дварим 24:10).

Кредитор имеет право брать у должника заложенный предмет только через суд. Но даже представителю суда, пришедшему взять залог, запрещено входить в дом; он должен оставаться снаружи, поскольку сказано: "На улице стой" (Дварим 24:11). Должник должен сам войти в свой дом и вынести залог, ибо сказано: "Но тот, кому ссужаешь, вынесет тебе свой залог на улицу" (там же).

Однако у поручителя должника разрешается силой взять залог и с этой целью войти к нему в дом, поскольку сказано: "Возьми его одежду, так как он поручился за чужого" (Мишлей 27:13).

Если кому-то причитается от другого вознаграждение, будь то плата за труд или за наем его животного, инструментов или дома, то разрешено брать залог без вмешательства суда. Можно войти в дом такого должника и взять какой-нибудь предмет в залог оплаты. Но если должник перевел причитающуюся ему плату в заем (как бы взял в долг), то делать это запрещено.

Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда - мужчины и женщины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: