Древняя Греция

Изобразительное искусство Древнего мира

Художественная культура Древнего Мира (время появления первых государств)

Месопотамия (Шумер, Акад, Вавилон, Ассирия, Персидская империя)

Цивилизация Междуречья располагалась между Тигром и Евфратом. В Месопотамии появились скульптура, рельеф, мозаика, резьба по камню, гравировка.

Известные памятники культуры Месопотамии:

  • Клинопись
  • Зиккураты (ступенчатые храмы)
  • Город Вавилон («врата бога»)
  • «Сказание о Гильгамеше» (философский эпос)
  • Библиотека царя Ашур-Банипала

Иштар – богиня плодородия, материнства и войны

Египет

Время существования культуры Древнего Египта примерно 3 тысячелетия (с 4 тыс до нэ до 332г до нэ, когда был он был завоеван Александром Македонским)

Основные черты:

  1. Вера в божественность царской власти
  2. Вера в загробную жизнь, связь искусства с заупокойным культом
  3. Наличие канона

Пирамиды - усыпальницы фараонов

Канон в искусстве:

  • У скульптуры: стоящие фигуры напряжены и выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и прижаты к телу, левая нога выдвинута вперед
  • У рельефа: голова и ноги – в профиль; глаз, плечи, грудь – анфас; фигура фараона – крупнее остальных.

Архитектура – религиозная

Анубис – бог в образе шакала или дикой собаки (или человека с головой шакала или собаки), считался покровителем умерших.

Амарнское искусство:

15 век до нэ – время правления фараона Эхнатона.

Культы всех богов отменяются и устанавливается единобожие – поклонение богу солнца Атону. Символ нового бога – солнечный диск, чьи лучи заканчиваются простертыми ладонями. Отказ от требований канона и любовь к жизни.

Нефертити – жена Эхнатона

Шапольон (французский ученый) расшифровал египетские иероглифы.

Античная художественная культура

Древняя Греция

Этапы развития древнегреческой культуры:

  • Крито-микенский (эгейский) 3-2 тыс до нэ
  • Гомеровский 11-9 вв до нэ
  • Архаический 8-6 вв до нэ
  • Классический 5 в до нэ
  • Эллинистический конец 4 в - конец 1 в до нэ

Эпоха архаики.

Архитектура:

По понятиям античного человека, храм является моделью мира, «воплощением храма небесного, где обитали боги».

Ордер (разновидность колонны) представляет собой систему правил, которые выражаются в порядке соотношения и расположения колонн и лежащего на них перекрытия (антаблемента).

Основные виды: дорический (строгая мужская), ионическая (с завитушками женская), коринфский (с растительным узором).

Дорический храм, воплощая дух гражданственности и героики, несет в себе идею силы и мужества.

Ионический храм, воплощая спокойствие, величие духа и строгое изящество, несет в себе идею женственности

Части ионической колонны: волюты (завитки), капитель, база, ствол колонны

Коринфская капитель напоминает корзину из растительного орнамента, заканчивающихся четырьмя волютами.

Греческий храм считался жилищем божества, поэтому во всех греческих храмах находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут.

Афинский акрополь: статуя Афины – воительницы (промахос), храм Ники аптерос, пинакотека, пропилеи, эрехтейон, Парфенон.

Скульптура

Скульптуру высекли из различных пород камня, вырезали из дерева, делали из терракоты. Во второй половине 6 в. до нэ появляются первые литые фигуры из бронзы.

Образ физически сильного и мужественного человека нашел отражение в статуях могучих обнаженных юношей – куросах, которые могли изображать и богов, и людей.

Коры – мраморные фигуры девушек, задрапированных в длинные одежды.

Эпоха классики

Театр

Драма в буквальном переводе с греческого означает «действие» и объединяет все три созданных античной драматургией театральных жанра – трагедия, комедия, сатировская драма.

Калокогатия – единство внутренней и внешней красоты

Скульптура

Гимнастические упражнения, развивающие крепость тела и стойкость духа, стали основой воспитания свободного гражданина. Расцвету атлетики способствовали и общегреческие состязания, среди которых центральное место занимали Олимпийские игры.

Мирон статуя Дискобола: мускулы дискобола напряжены, тело изогнуто, а лицо совершенно спокойно. В искусстве Мирона скульптура овладела искусством движения.

Скульптор Поликлет статуя юноши с копьем – Дорифор (бронза). Искусство Поликлета устанавливает равновесие человеческой фигуры, работал над пропорциями.

Эпоха Эллинизма

Ника Самофракийская (Лувр, Париж). Статуя богини победы воздвигнута в память морской победы над флотом сирийского царя на острове Самофракия.

Венера Милосская (Агесандр, Лувр, Париж). Ученые полагают, что в одной руке она держала яблоко, другой придерживала ниспадающие одежды.

Последний значительный памятник греческого искусства – скульптурная группа, изображающая гибель троянского жреца Лакоона и его сыновей (скульпторы – агесандр, Атенодор, Полидор)

ВЫВОДЫ:

  • В греческой культуре человек рассматривается как малое подобие Вселенной (микрокосм) в единстве внешней и внутренней красоты (идеал Калокагатии)
  • Космос понимается как разумно устроенный обитаемый ми, в центре его – человек, поэтому художественная культура Древней греции антропоморфна (человекоподобна)
  • Культура древней греции гуманистична, рационалистична, агональна (агон – состязательность)
  • Человек – есть мера всех вещей

Эпос Эллиада, Одиссея

Значение культуры античности и ее влияние на европейскую цивилизацию

Сравнение древнегреческой и древнеримской культуры

Эволюция скульптуры в древней греции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: