Социальными истоками преступления Раскольникова являются нищета, обездоленность людей, окружающих его, да и положение его собственной семьи — матери и сестры. Философские истоки заключены в его теории сильной личности.
Какую роль играет образ Свидригайлова в развенчании теории сильной личности?
Свидригайлов выступает в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в качестве двойника Раскольникова. Он воплощает одну из возможностей практического осуществления идеи героя — нравственный цинизм. Нравственный циник Свидригайлов, живущий по принципу «все дозволено», презирающий любые представления о добре и зле, становится двойником идейного циника Раскольникова. Недаром во время первого свидания с Раскольниковым Свидригайлов говорит, что они — «одного поля ягоды». А в последнюю встречу накануне самоубийства он вновь выскажет эту мысль, назвав Раскольникова «порядочным циником». В интерпретации Свидригайлова теория Раскольникова лишена романтической философской основы и выглядит пошлой и эгоистичной.
Какие черты воплощены в образе Лужина?
Лужин является олицетворением бесчеловечности строя, где властвуют деньги. Лужин не останавливается ни перед каким нравственным преступлением, если оно экономически оправдано. Он считает, что ради достижения своей цели «людей резать можно». Он тоже двойник Раскольникова, выражающий абсолютизацию одной из сторон теории Раскольникова.