Статья 8

Должностные лица по поддержанию правопорядка уважают закон и настоящий Кодекс. Используя все свои возможности, они также предотвращают и всемерно препятствуют всем нарушениям таковых.

Должностные лица по поддержанию правопорядка, имеющие основания полагать, что нарушение настоящего Кодекса имело место или будет иметь место, сообщают о случившемся вышестоящим инстанциям и, в случае необходимости, другим соответствующим инстанциям или органам, обладающим полномочиями по надзору или правовому контролю.

Комментарий:

a) настоящий Кодекс соблюдается во всех случаях, когда он включается в национальное законодательство или практику. Если законодательство или практика предусматривают более строгие положения, чем положения настоящего Кодекса, соблюдаются первые;

b) настоящая статья направлена на сохранение равновесия между, с одной стороны, необходимостью внутренней дисциплины в учреждении, от которого в большой степени зависит общественная безопасность, и, с другой стороны, необходимостью борьбы с нарушениями основных прав человека. Должностные лица по поддержанию правопорядка сообщают о нарушениях по инстанциям и предпринимают иные правовые действия за пределами инстанций лишь в том случае, когда все остальные возможности отсутствуют или неэффективны. Понимается, что должностные лица по поддержанию правопорядка не подвергаются административным или иным мерам наказания из-за того, что они сообщили об имевшем место нарушении настоящего Кодекса или о возможности такового;

c) понятие "соответствующие инстанции или органы, обладающие полномочиями по надзору или правовому контролю" включает любое учреждение или орган, существующий на основании национального права как в рамках учреждения по поддержанию порядка, так и независимо от него, со статутными, обычными или другими полномочиями рассматривать жалобы и претензии, возникающие в связи с нарушениями в сфере действия настоящего Кодекса;

d) в ряде стран средства массовой информации могут рассматриваться как учреждения, выполняющие функции по рассмотрению жалоб, подобные описанным в подпункте "c" выше. Поэтому должностные лица по поддержанию правопорядка могут обоснованно, в качестве крайней меры и в соответствии с законами и обычаями своих собственных стран, а также с положениями статьи 4 настоящего Кодекса, обратить на эти нарушения внимание общественности через средства массовой информации;

e) должностные лица по поддержанию правопорядка, соблюдающие положения настоящего Кодекса, заслуживают уважения, полной поддержки и сотрудничества со стороны общества и учреждения по поддержанию правопорядка, в котором они служат, а также лиц, занятых поддержанием правопорядка.

Европейский кодекс
полицейской этики

Рекомендация Rec.(2001)10. Принята Комитетом министров Совета Европы 19 сентября 2001 года на 765-м заседании Представителей министров[3].

Комитет министров, в соответствии со статьей 15.b Устава Совета Европы,

Напоминая, что целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами;

Помня, что одной из целей Совета Европы является также содействие верховенству права, которое является основой для любой по-настоящему демократической системы;

Считая, что система уголовной юстиции играет определяющую роль в защите верховенства права и что полиция должна играть в этой системе важнейшую роль;

Сознавая необходимость для всех государств-членов эффективно бороться с преступностью как в национальном, так и в международном масштабе;

Считая, что действия полиции в значительной степени ведутся в тесном контакте с населением и что их эффективность зависит от поддержки населения;

Признавая, что большинство полицейских служб Европы – наряду с обеспечением соблюдения закона – играют определенную социальную роль и оказывают определенные услуги в рамках общества;

Будучи убеждены, что доверие населения к полиции тесно связано с позицией и поведением полиции по отношению к этому населению и в особенности с соблюдением полицией человеческого достоинства и основных свобод и прав человека в том виде, в каком они, в частности, закреплены в Европейской конвенции о правах человека;

Принимая во внимание принципы, сформулированные в Кодексе поведения Организации Объединенных Наций для лиц, ответственных за применение законов, и резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы по Декларации о полиции;

Помня о принципах и нормах, изложенных в законах о полиции – с точки зрения уголовного, гражданского и публичного права, а также прав человека – в том виде, в каком они были приняты Комитетом министров, а также содержатся в решениях и постановлениях Европейского суда по правам человека и в принципах, принятых Комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания;

Признавая разнообразие полицейских структур, а также средств организации деятельности полиции в Европе;

Принимая во внимание необходимость определить единые европейские направления и принципы в области общих целей, функционирования и ответственности полиции для обеспечения безопасности и соблюдения прав человека в демократических обществах, регулируемых принципом верховенства права,

Рекомендует правительствам государств-членов руководствоваться в их внутреннем законодательстве и практике, а также в их кодексах поведения для полиции принципами, изложенными в Европейском кодексе полицейской этики, приведенном в приложении к настоящей рекомендации, с целью обеспечения постепенного введения их в практику и возможно более широкого их распространения.

Приложение к Рекомендации Rec(2001)10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: