Материалы оценки и контроля знаний студентов

Контрольно-измерительные средства:

1. Основные направления работы психолога с семьей.

2. Понятие семьи, семейных отношений.

3. Проблемы современной семьи.

4. Роль семьи в воспитании детей.

5. Миссия семьи на каждом историческом этапе.

6. Образ ребенка в культуре и массовом сознании.

7. Стили семейных взаимоотношений.

8. Сущность психоаналитического подхода в воспитании.

9. Позиции К.Югна, А.Адлера, Э.Эриксона на природу становления личности ребенка.

10. Бихевиористский подход в воспитании.

11. Сущность экзистенциально-гуманистического подхода в воспитании.

12. Установки и ожидания родителей относительно роли матери и отца.

13. Порядок появления ребенка в семье.

14. Особенности воспитания близнецов.

15. Основные предпосылки формирования высокой самооценки у ребенка.

16. Концепция собственной ценности у ребенка (по Д.Сирсу).

17. Корреляция между самооценкой и отношениями с родителями.

18. Особенности развития самооценки у детей.

19. Влияние тревожности на самооценку ребенка.

20. Причины возникновения нарушений в эмоциональной сфере ребенка.

21. 1.Стили семейного воспитания по Дж.Болдуину.

22. 2.Взгляды Масару Ибуки на проблемы семейного воспитания.

23. 3.Классификация стилей воспитания по Г.Крайгу.

24. Использование интервью и беседы при консультировании родителей.

25. Игровой метод как форма получения психологической информации.

26. Использование эксперимента в консультационной работе психолога.

27. Метод субъективного шкалирования и проективные методики.

28. Понятие тестов как стандартизированных методов.

29. Тесты РДО.

30. Классификация рисуночных методов, их использование в практике консультирования.

31. Возможности проективной методики «Сказка про волшебную семью».

32. Исследование жизненного стиля и сценария личности.

33. Выявление актуального жизненного стиля личности.

34. Методы событийного анализа.

35. Дискуссионные методы.

36. Сущность игровых методов.

37. Структура социально-психологического тренинга.

38. Мотивация обращения родителей к психологу.

39. Основные стадии консультативного процесса.

40. Особенности индивидуального консультирования.


Тесты по дисциплине Семейное консультирование

1. Ввел понятие "психометрия" и пытался измерять одно явление посредством другого:

А) Х. Вольф

В) Г. Фехнер

С) В. Вундт

D) З. Фрейд

Е) Ф. Гальтон

2. Основателем психофизики считается:

А) Г. Фехнер

В) Х. Вольф

С) В. Вундт

D) З. Фрейд

Е) Ф. Гальтон

3. Область психологической диагностики, связанная теорией и практикой измерений в психологии:

А) психометрия

В) дифференциальная психология

С) соционика

D) социометрия

Е) психокоррекция

4. Основными методами психодиагностики выступают:

А) тестирование и опрос

В) наблюдение и беседа

С) наблюдение и эксперимент

D) наблюдение и самонаблюдение

Е) эксперимент и квазиэксперимент

5. Стандартный набор заданий и материала, с которым работает испытуемый:

А) тест

В) проба

С) эксперинент

D) анкета

Е) интервью

6. Опросники, в которых ответы даются в свободной форме относятся к:

А) открытому типу

В) закрытому типу

С) объетивному типу

D) субъективному типу

Е) интроспективному типу

7. Опросники, в которых ответы выбираются из предлагаемых вариантов, относятся к:

А) закрытому типу

В) открытому типу

С) объективному типу

D) субъективному типу

Е) интроспективному типу

8. Опросники, которые предлагают возможность получения информации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности:

А) анкеты

В) личностные опросники

С) стандартизированные тесты

D) проективные тесты

Е) экспериментальные методики

9. Опросники, предназначенные для измерения личностных особенностей:

А) личностные опросники

В) анкеты

С) стандартизированные тесты

D) проективные тесты

Е) экспериментальные методики

10. Опросники, разрабатываемые на основе определения типов личности, относят обследуемого к тому или иному типу это:

А) типологические опросники

В) анкеты

С) опросники черт личности

D) опросники мотивов, ценностей, установок

Е) опросники интересов

11. "Прогрессивные матрицы Равена" это:

А) тест интеллекта

В) тест достижений

С) тест специальных способностей

D) тест креативности

Е) проективный тест

12. "Тест чернильных пятен" Роршаха это:

А) проективный тест

В) тест достижений

С) тест специальных способностей

D) тест креативности

Е) тест интеллекта

13. Рисуночный тест "Дом - Дерево - Человек" это:

А) проективный тест

В) тест достижений

С) тест специальных способностей

D) тест креативности

Е) тест интеллекта

14. Автор рисуночного теста "Дом - Дерево - Человек":

А) Дж. Бук

В) К. Маховер

С) А. Пейн

D) К. Морган

Е) Айзенк

15. Автор теста «Рисунок человека»:

А) К. Маховер

В) Дж. Бук

С) А. Пейн

D) К. Морган

Е) Айзенк

16. Шкала Векслера относится к:

А) тестам интеллекта

В) тестам достижений

С) тестам специальных способностей

D) тестам креативности

Е) проективным тестам

17. 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела относится к

А) опросникам черт личности

В) типологическим опросникам

С) проективным тестам

D) опросникам мотивов

Е) опросникам интересов

18. Миннесотский Многофакторный Личностный Опросник (сокращенно — MMPI) относится к:

А) типологическим опросникам

В) опросникам черт личности

С) проективным тестам

D) опросникам мотивов

Е) опросникам интересов

19. Тест Люшера относится к:

А) проективным тестам

В) тестам достижений

С) тестам специальных способностей

D) тестам креативности

Е) тестам интеллекта

20. «Тест мира» М. Ловенфельда относится к:

А) проективным тестам

В) тестам достижений

С) тестам специальных способностей

D) тестам креативности

Е) тестам интеллекта

21. Методики, в которых используются вопросы, адресуемые испытуемым:

А) опросные

В) утверждающие

С) продуктивные

D) действенные

Е) физиологические

22. В них употребляются некоторые суждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие:

А) утверждающие методики

В) опросные методики

С) продуктивные методики

D) действенные методики

Е) физиологические методики


Лекционный комплекс.

Тема 1: Цель и задачи семейного консультирования.

1. Цель психологического консультирования

2. Задачи семейного консультирования.

3. Принципы семейного консультирования.

Ключевые слова: семейное консультирование, психологическое вмешательство, психологическая помощь, психологическая профилактика.

Основные направления работы психолога с семьей. Работа с одинокими людьми, которые хотят создать семью, но терпят неудачу. Консультирование пар, готовящихся к вступлению в брак. Консультирование конфликтных семей или семей, находящихся в кризисе. Консультирование родителей, сталкивающихся с трудностями в воспитании детей, и подростков, конфликтующих с родителями, педагогами, социальным окружением.

Консультирование родителей, у которых не складываются отношения с образовательным учреждением (с детским садом, школой) или с его представителями воспитателем, педагогом, администрацией.

Понятие семьи, ее функции и место в современном обществе.

Осуществление работы психолога происходит в трех принципиально отличающихся ориентацией на клиента позициях:

1) “Делай как я” - психолог показывает клиенту эффективный способ и обучает его выполнению, добиваясь соответствия с образцом, психолог берет на себя ответственность за данный способ действия;

2) “Давай сделаем вместе” - психолог делит ответственность за поиск и нахождение эффективного способа вместе с клиентом;

3) “Давай подумаем, как сделать лучше” - психолог передает ответственность за осуществление найденного способа клиенту, предельно расширяет его возможности в выборе способа и его освоении.

Тема 2: Культурно-исторический аспект отношений родителей к ребенку.

1. Проблема истории детства.

2. Подходы к пониманию природы ребенка.

3. Стили воспитания.

Ключевые слова: миссия семьи, стиль отношения к ребенку, постфигуративная культура, конфигуративная культура, префигуративная культура.

Миссия семьи на каждом историческом этапе развития общества. Детоубийство в античном обществе. Амбивалентность образа детства в средние века. Навязчивый стиль отношений родителей к ребенку (18 век). Социализирующий стиль отношений в построении психологических моделей двадцатого века. Помогающий стиль отношений (середина двадцатого века).

Каждая культура имеет несколько альтернативных или взаимодополняющих взглядов на природу ребенка.

Три типа культур в истории человечества (постфигуративные, конфигуративные, префигуративные).

Четыре альтернативных образа новорожденного ребенка в западноевропейской культуре: традиционный христианский взгляд, точка зрения социально-педагогического детерминизма, точка зрения природного детерминизма, утопические-гуманистический взгляд.

Каждому из образов соответствует свой стиль воспитания. Идее первородного греха соответствует репрессивная педагогика, идее социализации – педагогика формирования личности путем направленного обучения, идее природного детерминизма – принцип развития природных задатков и ограничения отрицательных проявлений, а идее изначальной благости ребенка – педагогика саморазвития и невмешательства.

Ни одна из данных ориентаций не господствовала безраздельно в практике воспитания, завися от сословных, классовых, религиозных, имущественных, семейных, индивидуальных особенностей воспитателей. процесс. Сущность развития. Противоречия индивидуального развития и его гетерохронность. Взаимосвязь возрастных, половых и индивидуально-типологических особенностей. Понятие условий, источников, движущих сил психического развития. Основные закономерности психического развития.

Тема 3: Теоретическое обоснование работы психолога с семьей.

1. Работа психолога с семьёй.

2. Бихевиоральный подход.

3. Личностно-ориентированного косультирование.

4. Психоаналитический подход.

Ключевые слова: бихевиоризм, психоанализ, экзистенциально-гуманистический подход, стимульно-реактивное научение, либидо, самоактуализация.

Представления о сущности и природе человека имеют фундаментальное значение для воспитания, образования родителей и работы психолога с семьей.

Наличие осознанной концепции деятельности для психолога позволяет объяснять многообразие существующих явлений, предсказывать последствия различных событий, способствовать поиску новых фактов и закономерностей, обобщать накопленную информацию.

В основе психоаналитического подхода к воспитанию лежат следующие представления: сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными импульсами. Патология и отклонения в поведении возникают из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на чередовании стадий психосексуального развития и интеграции.

Бихевиористы сосредоточились на строго объективном подходе, придавая особое значение стимульно-реактивному научению, как главному объяснению человеческого поведения.

Экзистенциально-гуманистический подход к воспитанию личности. Основным методом воспитания считается метод свободного диалога, главным содержанием которого служат вопросы, поставленные воспитателем, с тем, чтобы развивать у ребенка критический ум, способность обосновывать свой выбор.

Центральным понятием субъектного подхода к развитию личности является понятие субъектности как интегрирующей человеческую психику функции.

Тема 4: Роль родителей в воспитании ребенка.

1. Роль матери в воспитании ребенка.

2. Роль отца в воспитании ребенка.

Ключевые слова: роль матери, роль отца, установки родителей, взаимоотношения членов семьи.

Освоение и формирование роли отца или матери – важнейшая задача личностного развития в период взросления проверка на прочность семейных отношений.

Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки.

Прояснение установок и ожиданий молодых родителей относительно роли матери и отца является одной из задач психолога при оказании психологической поддержке семье.

На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей – в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые.

Типы воздействия членов семьи.

Тип Содержание воздействия Использование психологической информации
Действие по образцу Делай как я, желай как я, думай как я, чувствуй как я Информация только о модальностях своего внутреннего мира
Действия на равных условиях Давайте делать вместе, т.е. ты делаешь, ты думаешь, чувствуешь, желаешь как я Предполагается, что все модальности другого человека равны собственным
Рефлексивное действие Давай подумаем вместе, как нам делать; ты делаешь иначе Модальности внутреннего мира другого человека также индивидуальны, как и мои

Тема 5: Формирование “Я-концепции” личности в семье.

1. Структура “Я-концепции”

2. Влияние семьи на формирование “Я-концепции”.

3. Теория привязанности.

Ключевые слова: “Я-концепция”, “Я-образы”, самоустановка, структура “Я-концепции”.

Многие психологи рассматривали связь влияния семьи на формирование у ребенка позитивного самовосприятия – фундамента развития личности.

Д.Куперсмит сделал вывод о том, что основной предпосылкой формирования у ребенка высокой самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании.

Д.Сирс выдвинул гипотезу о том, что установка родителей, благодаря которой ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождает у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности.

Тип взаимоотношений, которые складываются в семье между ребенком и родителями, является важным фактором развития “Я-концепции”.

Мид: становление человеческого Я как целостного психического явления - происходящий "внутри" индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом Я-сознающее и Я-как-объект. Через усвоение культуры (как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другого человека так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение.

В результате в сознании человека возникает то, что Мид называл термином Me, понимая под этим обобщенную оценку индивида другими людьми, то есть "обобщенным (генерализованным) другим", иными словами, то, как выглядит в глазах других "Я-как-объект". Считал, что Me образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а I - это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как Me. Совокупность I и Me образует собственно личностное, или интегральное, Я (Self). I трактуется как импульсивная неупорядоченная тенденция психической жизни индивида, почти аналогичная фрейдовскому бессознательному. Любое поведение начинается в качестве импульсивно реагирующего I, но далее развивается и заканчивается как Me, поскольку оказывается под влиянием социокультурных факторов. I дает импульс к движению психической жизни; Me направляет его в определенные рамки. Происходит постепенная интериоризация социальных санкций, требований, норм и моделей поведения, которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в Я-концепцию. Человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие; он утрачивает свое достоинство в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих.

Тема 6: Родительские отношения и самооценка ребенка.

1. Воспитание как фактор формирования самооценки.

2. Завышенная самооценка.

3. Заниженная самооценка.

Ключевые слова: самооценка, уровень притязаний, заниженная самооценка, завышенная самооценка, адекватная самооценка.

Общение и воспитание. Восприятие человека человеком в общении как фактор, формирующий самооценку личности и ее образ «Я». Совершенствование средств общения в онтогенезе. Развитие форм общения у детей. Формирование эталонов межличностного восприятия.

Семья и воспитание. Роль семьи в воспитании детей. Виды внутрисемейных отношений.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности, она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно, самооценка может быть высокой, низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

Неуверенность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки. Типичным проявлением заниженной самооценки является также повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом напряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

Джемс определил самооценку с помощью оригинальной формулы:

САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ

Указал на два пути повышения самооценки. Индивид может улучшить представление о себе, либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Человек не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе.

Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок и суждений других людей. Если он стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам.

Тема 7: Стили семейного воспитания.

1. Понятие о стили семейного воспитания.

2. Классификация стилей семейного воспитания.

3. Влияние стиля семейного воспитания на личность.

Ключевые слова: авторитарный, демократический, либеральный стили семейного воспитания,

Традиционно в психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: авторитарный, демократический, либеральный. Г.Крайг предлагает следующую классификацию: авторитетный стиль, авторитарный стиль, либеральный стиль, индифферентный стиль.

А.Б.Добрович и Т.М.Мишина описывают наиболее часто встречающиеся неблагополучные формы детско-родительских отношений: соперничество, мнимое сотрудничество.

Три типа неправильного воспитания выделены В.И.Гарбузовым, А.И.Захаровым и Д.Н.Исаевым:

- отвергающий (чрезмерная требовательность, жесткая регламентация, контроль либо недостаток контроля на почве попустительства);

- гиперсоциализирующий (чрезмерная озабоченность и тревожность родителей будущим ребенка, его статусом, его успехами и неудачами);

- Эгоцентрический (наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление «Я – большой» в качестве самодовлеющей ценности).

Н.В.Клюева предлагает три параметра анализа детско-родительских отношений:

- поддержка автономности – контроль;

- вовлеченность родителей в жизнь ребенка – равнодушие;

структурированность – аморфность отношений.

В процессе индивидуальной социально-педагогической работы с «трудными» подростками и их семьями удалось выделить следующие наиболее типичные, неправильно сложившиеся педагогические стили в функционально-несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием детей.

Попустительско-снисходительный стиль. Родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают: «мы сами такими были». Психологу, педагогу очень трудно изменить благодушное, самоуспокоенное настроение таких родителей, заставить их всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка.

Позиция круговой обороны. Определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав», весьма агрессивна ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Они ищут виновных на стороне, и даже совершение подростком преступления не отрезвляет их. Дети из таких семей особо лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию

Демонстративно-негативный стиль. Родители, чаще всего мать, всем и каждому, не стесняясь, жалуются на своего ребенка, рассказывают на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляя, что ребенок растет «бандитом». Это приводит к утрате ребенком стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Педантично-подозрительный стиль. Родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью оградить их от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

Жестко-авторитарный стиль. Родители злоупотребляют физическими наказаниями, считают, что единственный способ справиться с ребенком – физическая расправа. Дети растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых.

Увещевательный стиль. Полная родительская беспомощность по отношению к детям – предпочитают бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях «садятся на голову», возникает ситуация из известной басни Крылова «А Васька слушает да ест».

Отстраненно-равнодушный стиль. Возникает в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушное отношение матери. Такие подростки с радостью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны взрослых, привязываются к любому, кто относится к ним с большой теплотой и доверием.

Воспитание по типу «кумир семьи». Чаще возникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у пожилых родителей или одинокой матери. На ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами родители.

Непоследовательный стиль. У родителей не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Ребенок становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением взрослых.

Тема 8: Использование психодиагностических методик в семейном консультировании.

1. Принципы построения и организации психодиагностической деятельности психолога

2. Особенности использования психодиагностических методик в семейном консультировании.

Ключевые слова: психодиагностика, методы психодиагностики, принципы построения и организации психодиагностического исследования.

Принципы построения и организации психодиагностической деятельности психолога (по М.Р.Битяновой):

1. Соответствие выбранного подхода и конкретной методики целям и задачам эффективного психологического сопровождения ребенка.

2. Результаты обследования должны быть сформулированы на понятном для других языке либо легко поддаваться переводу на понимаемый другими язык.

3. Прогностичность используемых методов, то есть возможность прогнозировать на их основе особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения и воспитания.

4. Высокий развивающий потенциал метода.

5. Экономичность процедуры.

Действия психолога при организации любого воздействия на ребенка должны быть согласованы с родителями. При диагностическом обследовании дошкольников и младших школьников присутствие родителей желательно.


Тема 9: Использование тестов в работе с родителями.

1. Использования тестирования в семейном консультировании.

2. Использование тестов - опросников в работе с родителями.

3. Использование проективных тестов в работе с родителями.

Ключевые слова: тест, тесты-опросники, проективные тесты, тест родительско-детских отношений, методика измерения родительских установок и реакций

Тесты – стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков.

Психолог может предложить семье пройти психологическое тестирование для выявления своих психологических особенностей. Для психолога эти данные могут стать основой для проведения консультационной работы.

Для исследования влияния семьи на формирование ребенка используется тест родительско-детских отношений, разработанный А.Я.Варгой и В.В.Столиным.

Методика измерения родительских установок и реакций (автор Т.В.Архиреева) направлена на выявление общих особенностей родительского воспитания.

Разновидностью тестов являются проективные тесты, особенность которых заключается в исследовании личностных характеристик по непроизвольным реакциям (порождение свободных ассоциаций, интерпретация случайных конфигураций (Роршах), описание картинок с неопределенным сюжетом, рисование на тему и т.д.)

Использование теста тематической апперцепции (ТАТ) может помочь собрать информацию о взаимоотношениях ребенка с окружающими.

К проективным методикам может быть отнесен тест «Сказка», созданный известным психологом Луизой Дюсс. Детям предлагается незаконченная сказка, которую нужно завершить.

Метод изучения продуктов деятельности позволяет собрать факты, опираясь на анализ материализованных продуктов психической деятельности.


Тема 10: Исследование семейной истории.

1. Биографический метод.

2. Генограмма семьи

3. Анализ ранних детских воспоминаний

Ключевые слова: биографический метод, генограмма семьи, анализ ранних детских воспоминаний.

Биографический метод – это сбор и анализ данных о жизненном пути личности.

Для изучения хода семейной истории, моделей поведения, передающихся из поколения в поколение, событий, которые происходят в семье и влияют на развитие личности, широко используется генограмма семьи. Она представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи, по крайней мере в трех поколениях. Изучая свою семью с помощью генограммы, родители убеждаются в том, что то, какое положение они занимали в своей семье, влияет на их актуальную ситуацию и на характер общения с ребенком.

Анализ ранних детских воспоминаний направлен на выявление актуального жизненного стиля личности. Исследование жизненного сценария может быть отнесено к методам событийного анализа.

Схему исследования семьи в психологическом консультировании можно представить следующим образом:

Предмет взаимодействия группы Психологическая информация и ее модальности
Устойчивые элементы в предмете взаимодействия Типы взаимодействия
Динамические элементы в предмете взаимодействия Индивидуальное состояние участников взаимодействия
Содержание воздействия участников группы друг на друга Мера воздействия
Выработка альтернативы в действиях группы Задачи и резервы развития всех членов группы

Тема 11: Активные методы обучения в семейном консультировании.

1. Дискуссионные методы

2. Игровые методы

3. Социально-психологический тренинг.

Ключевые слова: социально-психологический тренинг, дискуссионные методы, психологические игры и упражнения.

Активные методы обучения и воспитания родителей включают в себя:

- дискуссионные методы (групповая дискуссия, анализ конкретных ситуаций и ситуаций морального выбора);

- игровые методы (ролевые и деловые игры, элементы психодрамы, игры и психотехнические упражнения, разработанные в различных консультативных практиках (в транзактном анализе, поведенческом подходе, гештальт-терапии и др.);

- социально-психологический тренинг.

Активные методы обучения имеют также и диагностическое значение. Именно в обсуждениях с другими родителями, в проигрывании ситуаций наиболее зримо проявляется позиция родителя по отношению к ребенку.

Эффективны также и круглые столы с привлечением родительской общественности, дискуссионные клубы, где дети вместе с родителями и педагогами обмениваются мнениями по самым важным проблемам.

n - метод систематической десенсибилизации в различных вариантах предполагает работу психолога по устранению страха. Самые простые его приемы - это приемы воображаемого погружения клиента в пугающую ситуацию. Затем представляется ситуация успокоения и проводится релаксация. Идея состоит в том, что стимул, не вызывающий страха в воображении, не вызовет его и в реальной ситуации;

n - методика «фединг» (затухания) - в некоторых вариантах используют диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы изображающие объект страха или создающие условия для релаксации;

n - метод «иммерсии» - прямое использование принципа демонстрации объекта страха (без релаксации);

n - методика «наводнения» - клиент вместе с психотерапевтом находится в ситуации страха до тех пор, пока страх не уменьшается. При этом клиент даже мысленно не должен избегать этой ситуации.

Тема12: Индивидуальное консультирование родителей.

1. Работа с родителями.

2. Основные стадии консультативного процесса.

Ключевые слова: консультирование родителей, этапы консультативной работы, консультативный процесс.

Работа с родителями (или с одним из них, чаще всего – это мать) начинается в ходе обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка, при обследовании ребенка и в процессе заключительной беседы по результатам обследования.

Основные стадии консультативного процесса:

- установление доверия между психологом и родителем;

- исследование и определение проблемы;

- определение вариантов решения проблем и планирование деятельности по ее решению;

- анализ и оценка достигнутых результатов осуществляется на основе критериев, по которым родитель может судить о том, что проблема решена.

Тактика работы с родителями предполагает подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребенка; информирование родителей о ходе коррекционной или развивающей работы, которую проводит психолог. Родителям полезно иметь на руках психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком, или самим записать выводы и рекомендации, так как это поможет им обдумать результаты консультации, искать конкретные меры помощи, проверять их на правильность, наблюдая



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: