Личностное самоопределение практического психолога

Упражнение 7: Ключи (К. Фопель)

Цель: развитие символического мышления, прора­ботка и расставание с ненужными представлениями, иллюзиями, ненужными отношениями, обнаружение и «принятие» новых перспектив.

Ведущий демонстрирует участникам связку ключей, символически выражающую возможности что-то от­крыть или, наоборот, закрыть для себя. Тот из участни­ков, кто захочет рассказать о своих целях, будет дер­жать её в руках. Он может решить, какой ключ и по какой причине больше всего подходит для его конкрет­ных целей, а также с чем именно связана его цель: при­дется ли ему что-то «открывать» или, наоборот, «запи­рать». После того как участник расскажет о своих це­лях, он передает связку следующему.

Упражнение 8: Звездный час (Н.С. Пряжников)

Каждому участнику необходимо примерно за 7-10 минут выделить 3-5 наиболее характерных для профес­сии психолога радостей (ради чего представители дан­ной профессии вообще живут, что для них самое глав­ное в жизни, работе...).

Далее по очереди каждый участник рассказывает о тех радостях, которые он выделил.

Обсуждение: уточнение, выражение своих мнений.

Упражнение 9: Что я хочу изменить (К. Фопель)

Цель: выражение участниками группы цели своей жизни в стиле театра импровизаций.

Участникам предлагается выяснить, кто какие цели ставит перед собой в жизни в настоящее время. Каж­дый будет делать это без слов, и каждый сможет пока­зать другим, к чему он стремится.

Участники встают, образуя круг. Каждый по очере­ди выходит в середину круга и в течение одной-двух минут показывает формы поведения, от которых он хо­тел бы избавиться. После небольшой паузы он должен будет изобразить заменяющие их варианты поведения. Тот, кто думает, что понял действия этого человека, при­соединяется к нему и демонстрирует такие же способы поведения. По мнению К. Фопеля, стоящему в круге будет не так одиноко, а другим станет легче отождествиться с ним и понять его.

Упражнение 10: Профессиональные стереотипы (Л.В. Тарабакина)

Цель: выявление профессиональных стереотипов и работа с ними.

Предполагая, что стереотип — это уверенность в том, что люди обладают некоторыми схожими качествами, участникам предлагается на листочках дать описание:

1. Студента;

2. Русского человека;

3. Психолога;

4. Бедняка;

5. Девушки;

6. Преподавателя;

7. Юноши;

8. Артиста;

9. Алкоголика.

Участники зачитывают свои описания. Обсуждение: есть ли одинаковые стереотипы? Если нет, то почему? Если да, то почему? Как влияют стереотипы на того, кто верит в них? На других людей?

Продолжение. Каждого участника просят подчерк­нуть те качества из написанных на листочке (про сту­дента, русского, бедняка, девушки и пр.), которые, на его взгляд, соответствуют лично ему. Ведущий собирает неподписанные листки и зачитывает подчеркнутые свой­ства. Задание: угадать, кто автор.

Обсуждение: легко ли угадывать определить (и/или понять) человека, если он описан (представлен) через призму стереотипа? Почему? Какие чувства вызывало прочтение «своей характеристики»? Увидели ли вы об­раз себя за этим текстом?

Упражнение 11: Корреспондент

(по В. Харькину, А. Гройсману)

Цель: рефлексия составляющих профессионально­го образа психолога, освоение «естественного» стиля профессионального поведения.

Участники работают в парах. Один задает вопросы, другой отвечает: один ответ — как обычный студент, дру­гой раз — как «психолог».

Примеры вопросов:

Почему люди лгут?

Зачем люди нужны друг другу?

Если человек плачет, можно ли ему верить?

Я боюсь некоторых вещей. Всем ли людям свойствен­но бояться?

Что такое любовь, кто знает?

Если ничего не хочется, что делать?

Меня часто обижают, а я не умею защищаться. Как быть?

Обсуждение: что отличает «обычного человека» от «психолога», какие свои установки проявились в обще­нии, обнаружились ли профессиональные стереотипы и деформации в коммуникации.

Упражнение 12: Гостиница

Цель: рефлексия образа профессионального психо­лога.

В гостинице есть три свободных номера. Админист­ратору дано указание поселить в них психологов. Одна­ко информация, которой он владеет, нечеткая: он не знает ни пола, ни возраста, ни конкретной специальности психологов, ни целей их приезда. Возле своего окошка он поместил табличку: «Места только для психологов». Вместе с тем он обнаружил, что сегодня в гостини­цу большой наплыв приезжих, а мест нет, он вынужден отказывать. Администратору известно, что люди, жела­ющие заполучить место, прибегают к разным уловкам, пытаются выдать себя за психологов. Ему нужно быть начеку.

Один человек из группы выбирается администрато­ром. Другие выступают в роли приезжих (среди них три настоящих психолога, они втайне назначены ведущим). Видя табличку, все начинают выдавать себя за психоло­гов. Администратор должен на свое усмотрение посе­лить трех человек.

Обсуждение с видеопросмотром: группа анализиру­ет, что было ключевым в оценивании человека как пси­холога. Какие признаки способствовали этому? Кто был наиболее убедительным, исполняя роль психолога? На что ориентировались психологи, воплощая этот образ?

Упражнение 13: Жизненный и профессиональный кодекс практического психолога (по СЮ. Смагиной)

Цель: рефлексия и вербализация жизненных и про­фессиональных ценностей и принципов.

Согласные и гласные русского алфавита (кроме Ё, Й, Ъ, Ь, Ы, Ю, Щ) делятся между участниками группы. Задача участников — сформулировать несколько значи­мых лично для них и для мира в целом жизненных или профессиональных правил, которые начинались бы на те буквы алфавита, которые им достались. В завершении встречи группе предлагается организовать совмест­ное прочтение правил. Соблюдая порядок букв русского алфавита, участники тренинга зачитывают сформулиро­ванные ими законы. Так получается единый жизненный и профессиональный кодекс практического психолога.

Упражнение 14: Очень ничего

Цель: самоанализ уровня профессионализма и фор­мирование установки на его развитие.

Ведущий расспрашивает участников, какого уровня профессионализма они достигли в ходе профессиональ­ной подготовки. Сторонники каждого уровня подсчиты-ваются по поднятым рукам. Результаты фиксируются в виде следующей схемы:

Уровень профессионализма Число человек
Ничего  
Очень ничего  
Очень-очень ничего  

Вопросы для обсуждения: удовлетворены ли вы уров­нем своего профессионализма? Считаете ли его доста­точным? Должны ли ваши клиенты быть удовлетворены этим уровнем профессионализма? Каковы главные по­мехи на пути повышения профессионализма? Что мы можем предпринять для повышения профессионализма и качества психологических услуг? Обсудите с участни­ками группы, какие качества повышения профессиона­лизма они используют. Знакомы ли эти средства всем участникам? Сформируйте небольшие группы для моз­гового штурма по выявлению путей повышения профес­сионализма и повышения качества предлагаемых пси­хологических услуг.

Упражнение 15: Кинорежиссеры (В.Ю. Бабайцева)

Цель: помочь «со стороны» посмотреть на профес­сию психолога, оценить необходимость многих качеств личности в профессиональном плане.

Участники разбиваются на несколько подгрупп. Каж­дая подгруппа представляет собой кинорежиссеров ка­кой-либо киностудии. Перед каждой киностудией ста­вится задача подобрать актеров для съемки фильма о школе. Главные действующие лица фильма: учитель, ра-| ботающий в этой школе, молодой психолог, начинаю-\щий свою работу в школе, пожарник, проверяющий со-гояние противопожарной безопасности данного учеб­ного заведения. Кинорежиссерам предлагается опреде-1ть: а) качества, необходимые для создания данных Образов, и б) качества, нежелательные для данных обра-зув. Для облегчения работы командам кинорежиссеров предлагаются списки качеств, которые при необходимо­сти можно дополнить. Списки требуемых и нежелатель­ных качеств ведущим составляются заранее. Например:

- требуемые качества: решительность, непоседливость, доброжелательный взгляд, уверенность в себе, мечтатель­ность, изысканные манеры, усталый вид, спокойствие, строгий голос, человек, у которого можно многому на­учиться, признает, что порой недостаточно ясно выража­ется, доброжелательность, ответственность, юмор и т.д.

- нежелательные качества: упрямый вид, смешли­вость, экстравагантная прическа, говорливость, сонли­вый вид, тревожные, бегающие глаза, невнятная речь, оттопыренные уши, вялость, думает, что он все знает, утверждает, что его неправильно понимают, категорич­ность, демонстративность и т.д.

Кинорежиссерам предлагается, опираясь на первый список, выбрать 3-5 качеств, без которых не могут обой­тись главные действующие лица, и, опираясь на второй список, выбрать такое же количество качеств, которые ни в коем случае не должны присутствовать в данных образах.

Обсуждение: анализируется, почему участники выбрали именно эти качества, чем отличаются друг от друга образы главных героев. Какие из этих качеств об­наруживаются у себя?

Упражнение 16: Плохой психолог

Цель: осознание своих недостатков в профессиональ­ном становлении, в поступках, без перевода их на лич­ность, умение корректно выдавать и воспринимать кри­тику.

Из числа участников выбирается студент на роль / «плохого психолога» (в зависимости от группы и ситуа-1 ции им может стать тот, кто действительно чувствует/ себя плохим психологом, либо, наоборот, тот, кто явля/ ется успешным студентом и способен выдержать эту интервенцию). Остальные разбиваются на две группа, примерно равные по количеству. Задача группы «обви­нителей» - выделить негативную черту «плохого психо­лога» и описать ее проявления. Просто «оценочные» высказывания, без описания ситуации проявления этой черты, не допускаются. Функции «защитников» — най­ти объяснения проявлению этой черты и дать другую, позитивную характеристику «плохому психологу». Выс­казывания говорятся в лицо «плохому психологу», он дол­жен видеть, кто говорит. Затем слово дается герою. Он сам высказывается по поводу услышанного, выражая свое эмоциональное отношение к ситуации, сам отвечает на обвинения. Описывает себя как «хорошего» психолога.

Обсуждение: умение осознавать свои слабости и недостатки, умение «держать удар».

Упражнение 17: Поддержка

Цель: развитие тактильной сензитивности, выдача невербальных поглаживаний.

Один выйдет в центр круга, сядет на стул, положит руки ладонями вверх и закроет глаза. Все подходят к нему и кладут руки ему на ладони. Надо отгадать подо­шедшего.

То же, но подходят сзади и обнимают сидящего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: