До настоящего времени не разработаны единые принципы систематики пограничных форм интеллектуальной недостаточности.
В классификациях Г.Е. Сухаревой (1965) и В.В. Ковалева (1973) пограничная интеллектуальная недостаточность выделена в самостоятельную клиническую группу и ее формы дифференцированы на основании этиопатогенетических механизмов и клинических особенностей.
В классификациях Т.А.Власовой и М.С.Певзнер (1973), а также К.С.Лебединской (1980) пограничная интеллектуальная недостаточность рассматривается как синдром.
Г.Е.Сухарева (1965), исходя из этиопатогенетического принципа, выделила пять пограничных форм нарушения интеллектуальной деятельности у детей:
1) в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;
2) при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
3) при различных формах инфантилизма;
4) в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, письма;
5) функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм ЦНС.
|
|
В.В. Ковалев (1973) классифицировал пограничную интеллектуальную недостаточность, как синдромокомплекс, на основе патогенетического принципа по ведущему фактору в патогенезе (дизонтогенез, органическое повреждение, сенсорная депривация, педагогическая запущенность), условно выделив четыре формы, внутри которых на основе преобладания клинико-психопатологического критерия (задержка или повреждение) содержатся варианты нозологических психических расстройств.
1. Дизонтогенетические формы, обусловленные механизмами задержанного или искаженного психического развития пограничной интеллектуальной недостаточности, при которых в клинической картине преобладает незрелость мозговых структур.
1.1. Интеллектуальная недостаточность при состояниях инфантилизма.
1.2. Интеллектуальная недостаточность при (ЗПР) задержках в развитии отдельных компонентов психической деятельности - парциальных задержках возрастного созревания отдельных компонентов познавательной деятельности - расстройствах психологического развития (F80-89), в том числе:
а) приспецифических расстройствах развития речи (F80.0-80.3);
б) при отставании развития школьных навыков (F81) (чтения, письма, счета);
в) при отставании развития психомоторики, двигательных функций (F82).
1.3. Интеллектуальная недостаточность при искаженном психическом развитии, общие расстройства развития (F84.0-84.5), в том числе:
F84.0 Ранний детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера); F84.1 Атипичный аутизм (атипичный детский психоз, умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами); F84.2 Синдром Ретта; F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз, синдром Геллера, детская деменция, симбиотический психоз); F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями; F84.5 Синдром Аспергера (аутистическая психопатия, шизоидное расстройство детского возраста);
|
|
1.4. Интеллектуальная недостаточность при поведенческих и эмоциональных расстройствах, начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте (F90-98.6), в том числе:
гиперкинетические расстройства (F90-90.1), расстройства поведения (F91), эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста (F93-93.3), расстройства социального функционирования с началом, специфичным для детского и подросткового возраста (F94), тикозные расстройства (F95-95.2); неорганический энурез (F98.0), неорганический энкопрез (F98.1), расстройства питания в младенчестве и детстве (F98.2), поедание несъедобного (пика) в младенчестве и детстве (F98.3); заикание (F98.5), речь взахлёб (F98.6);
- акселерация, соматопатии, «психический диатез».
2. Энцефалопатические формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза.
2.1. Церебрастенические синдромы с запаздыванием развития
школьных навыков.
2.2. Психоорганические синдромы с интеллектуальной недостаточностью и нарушением высших корковых функций.
2.3. Пограничная интеллектуальная недостаточность при детских церебральных параличах (ДЦП).
2.4. Интеллектуальная недостаточность при общих недоразвитиях речи (синдромы алалии).
2.5. Интеллектуальная недостаточность при невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройствах (F40 — F48).
2.6. Других органических поражениях мозга.
3.Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами
анализаторов и органов чувств (слуха, зрения) и обусловленная
сенсорной депривацией.
3.1. Врожденная или рано приобретенная глухота либо тугоухость.
3.2. Слепота, возникшая в раннем детстве.
4.Интеллектуальная недостаточность в связи с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства (педагогическая запущенность) .