Текущий ремонт

6.1 При возникновении неисправностей, связанных с работой генератора необходимо выполнить следующее:

6.1.1 Перед снятием генератора с двигателя необходимо:

а) проверить исправность бортовой сети и приборов автомобиля, затяжку резьбовых соединений, натяжение приводного ремня генератора. При необходимости, убедиться в исправности показывающих приборов с помощью заведомо исправных.

б) на неработающем двигателе включить ключ зажигания и измерить падание напряжения между клеммами генератора «+» и «В», оно определяет превышение регулируемого напряжения от номинального и не должно превышать 0,3 вольта.

в) проверить сопротивление цепи, измеренное между выводом, снятым с клеммы «D» генератора и массой автомобиля. Сопротивление должно быть не менее 20 Ом.

г) проверить сопротивление цепи, измеренное между выводом, снятым с клеммы «W» генератора и массой автомобиля. Сопротивление должно быть не менее 25 Ом

д) проверить сопротивление цепи, измеренное между выводом, снятым с клеммы «Т» генератора и массой автомобиля. Сопротивление должно быть не менее 85 Ом.

В случае отклонения указанных замеров за требуемые пределы необходимо определить и устранить неисправность бортовой сети автомобиля. Поиск неисправности и ее устранение производить согласно “Руководства по эксплуатации автомобиля”.

6.2 В случае возникновения неисправности по причине выхода из строя генератора для выяснения причин и ремонта необходимо обратиться на завод-изготовитель или в специализированные сервисные центры. Перечень возможных неисправностей генератора и способы их устранения приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Неисправность, внешнее проявление Вероятная причина Способ устранения
Шум генератора. Чрезмерное натяжение приводного ремня. Отрегулируйте натяжение приводного ремня.
Задевание лопастей вентилятора о подшипниковый щит. Отогните задевающие лопасти вентилятора.
Ослабло крепление шкива. Затяните гайку, крепящую шкив на валу генератора.
Повреждены подшипники генератора. Замените подшипники.
Межвитковое замыкание или замыкание на массу обмотки статора (вой генератора). Замените статор.
Пробой диодов выпрямительного блока Замените выпрямительный блок.
Генератор не дает зарядный ток. Обрыв в проводах и нарушение контакта в местах соединения, ослабление приводного ремня. Найдите и устраните обрыв, подтяните гайки крепления, натяните приводной ремень.
Генератор выдает напряжение выше номинального. Плохой контакт регулятора напряжения с корпусом. Зачистите посадочные места и затяните винты.
Неисправен регулятор напряжения. Замените регулятор напряжения.
Обрыв обмотки размагничивания катушки возбуждения. Замените катушку возбуждения.
Генератор выдает напряжение ниже номинального. Проскальзывание приводного ремня. Отрегулируйте натяжение приводного ремня.
Неисправен регулятор напряжения. Замените регулятор напряжения.
Неисправны диоды выпрямителя питания обмотки возбуждения. Замените выпрямительный блок.
Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на корпус генератора. Замените статор генератора.
Короткое замыкание на массу выводов обмотки возбуждения генератора. Заизолируйте поврежденный участок.
Генератор не отдает полной мощности (без аккумуляторной батареи (АБ) резко снижает напряжение при увеличении нагрузки, при наличии АБ - последняя систематически не дозаряжается). Проскальзывание приводного ремня. Отрегулируйте натяжение приводного ремня.
Неисправен регулятор напряжения. Замените регулятор напряжения.
Неисправен один из диодов выпрямительного блока. Замените выпрямительный блок.

Продолжение таблицы 3.

Колебание силы тока нагрузки не зависит от потребителей электроэнергии Проскальзывание приводного ремня. Отрегулируйте натяжение приводного ремня.
Плохой контакт в цепи возбуждения Проверить цепь возбуждения и надежность соединения в местах переходных контактов
Генератор не формирует сигнал для тахометра (нулевые показания тахометра, но идет заряд АБ). Неисправен фильтр-формирователь. Проверьте работоспособность тахометра, подключившись к фазному выводу “W”, не снимая генератор с автомобиля. При нормальной работе от клеммы “W, замените фильтр-формирователь.

6.3 Схема сборки генератора и позиционные обозначения его узлов и деталей приведены в приложении 2.

6.4 Перечень запасных частей на генератор приведен в приложении 3. При установке комплектующих узлов, неуказанных в приложении 3, предприятие-изготовитель не гарантирует нормальную работу генератора.

6.5 При выявлении неисправностей и их устранении разборку генератора необходимо проводить в следующем порядке.

Внимание. Работы по демонтажу и монтажу комплектующих генератора необходимо производить с особой осторожностью, не допуская попадания во внутреннюю полость генератора посторонних предметов.

Внимание. С целью увеличения производительности труда работы по демонтажу и монтажу генератора рекомендуется выполнять с использованием пневмо- или электроинструмета. При этом необходимо контролировать, чтобы моменты затяжки не превышали значений, указанных в приложении 1.

6.5.1 Открутить четыре гайки М5, снять пластмассовую крышку поз.52.

Убедиться в отсутствии повреждений изоляции проводов, в целостности корпусов регулятора напряжения, помехоподавляющего конденсатора, элементов фильтра-формирователя, в отсутствии посторонних предметов, следов жидкости и пригара, в надежности затяжки резьбовых соединений.

6.5.2 Осмотрев и запомнив (при необходимости разметив) порядок подключения маркированных выводов катушки, отвернуть три гайки М5, крепящие выводы регулятора к выводам катушки возбуждения.

6.5.3 Вывернуть винты М4, крепящие регулятор к заднему подшипниковому щиту поз.28 и снять регулятор напряжения поз.51.

С помощью тестера упрощенно можно проверить работоспособность регулятора напряжения (РН) в следующем порядке:

а) проверить целостность шунтирующего (защитного) диода измерением сопротивления в прямом и обратном направлении между выводами «F» и «DF». Сопротивление цепи в прямом направлении – несколько кОм, в обратном – единицы МОм. Если в обоих направлениях сопротивление низкое – диод замкнут, если в обоих направлениях сопротивление высокое – обрыв диода.

б) проверить целостность выходного транзистора измерением сопротивления в прямом и обратном направлениях между выводами «F» и «М» (масса). Без управляющего напряжения на выводе «+В» РН и без питания РН по выводу «DF», транзистор должен быть закрыт и его сопротивление в прямом и обратном направлении должно быть в пределах сотен кОм и выше. Если в обоих направлениях сопротивление низкое – коллекторный переход транзистора замкнут, если в обоих направлениях сопротивление высокое – коллекторный переход транзистора в обрыве.

в) проверить целостность входных цепей регулятора напряжения. Сопротивление в прямом и обратном направлении между выводами «+B» и «М» (масса) от нескольких единиц до десяти кОм. Если сопротивление менее 1кОм – замыкание входных цепей регулятора напряжения, если более 10кОм –обрыв входных цепей.

При необходимости, заменить регулятор напряжения на новый и собрать генератор в обратной последовательности.

Отсоединить выводы катушки возбуждения от колодки и с помощью тестера проверить целостность обмоток путем последовательного измерения сопротивления между выводами:

1) между “черным” и “красным” проводом должно быть 7,8 ….8,4Ом.

2) между “черным” и “белым” проводом (“массой”) должно быть 31…34Ом.

3) между “красным” и “белым” проводом (“массой”) должно быть 38,8…42,4Ом.

4) между любым из выводов и корпусом генератора должно быть равно бесконечности (обрыв).

В случае обнаружения короткого замыкания (сопротивление равно нулю) или обрыва (сопротивление равно бесконечности) хотя бы одной из обмоток или замыкания на корпус необходимо заменить катушку генератора.

6.5.4 Осмотреть и запомнить (при необходимости разметив) исходное положение фильтра и порядок подключения его выводов. Открутить гайку М4, соединяющую вывод фильтра с фазным выводом генератора «W» и придерживая рукой плату от проворота, открутить гайку М4, крепящую плату на выводе “Т”…

…снять плату фильтра-формирователя поз.68.

 

При необходимости замените фильтр.

При установке фильтра необходимо обратить внимание на его расположение: угловое положение должно совпадать с исходным положением снятого фильтра, выводы фильтра должны проходить под платой и не должны попадать в пространство между платой фильтра и крышкой поз.52, наконечник вывода “массы” фильтра не должен касаться платы.

6.5.5 Отвернуть гайку М8, крепящую вывод конденсатора к плюсовому выводу. Открутить винт М4х6, крепящий конденсатор поз.60 к заднему подшипниковому щиту поз.28.

Снимите конденсатор поз.60.

 

При внешнем осмотре проверьте отсутствие повреждений изоляции и надежность крепления вывода конденсатора к наконечнику. С помощью тестера проверьте отсутствие пробоя конденсатора: сопротивление, замеренное между выводами конденсатора, должно быть R=¥ (стрелка омметра не отклоняется). В случае обнаружения неисправности замените конденсатор.

6.5.6 С помощью тестера проверьте работоспособность выпрямительного блока и отсутствие повреждений обмотки статора.

 

Проверку производить в следующем порядке:

а) подсоединить «минус» омметра к подшипниковому щиту (поз.1 на рис.), «плюс» омметра к плюсовому выводу генератора (поз.2 на рис.). Стрелка прибора не должна отклоняться (сопротивление R=¥). Отклонение стрелки свидетельствует о неисправности диодов или изоляционных втулок блока.

б) проверить отсутствие замыкания винта вывода “В” на корпус генератора путем измерения сопротивления между массой генератора (поз.1 на рис.) и винтом М5 (поз.5 на рис.). Стрелка прибора не должна отклоняться (сопротивление R=¥), в противном случае необходимо разобрать генератор и заменить изолятор вывода “В;.

в) проверить отсутствие замыкания винта вывода “Т” на корпус генератора путем измерения сопротивления между массой генератора (поз.1 на рис.) и винтом М4 (поз.6 на рис.). Стрелка прибора не должна отклоняться (сопротивление R=¥), в противном случае необходимо разобрать генератор и заменить изолятор вывода “Т”.

6.5.7 Для дальнейшей разборки генератора необходимо отвернуть гайку М16 крепления шкива, предварительно зафиксировав шкив в тисках таким образом, чтобы не повредить его “губками” тисков.

Снять пружинную шайбу («гровер») и шкив поз.4.

Снять шпонку поз. 3 и колесо вентилятора поз.5.

Снять шайбу поз.6 и втулку дистанционную поз.7.

6.5.8. Отвернуть четыре гайки М5 поз.31, снять стяжные шпильки поз.16.

6.5.9 С помощью съемника снимите задний подшипниковый щит со статором с подшипника ротора. Винт съемника необходимо упирать в торец вала генератора, а захватами удерживать задний подшипниковый щит При разборке необходимо контролировать чтобы разделение узлов проходило между статором и передней крышкой. При необходимо используйте зубило для отделения статора от передней крышки.

Внимание. Во избежание поломки выводов статора не допускайте отделения статора от заднего подшипникового щита более 2мм.

Аккуратно по одному протащив выводы катушки с наконечниками через пазы статора разделить сборочные узлы «передний подшипниковый щит - обмотка возбуждения - ротор» и «статор – задний подшипниковый щит». Обязательно запомните (или промаркируйте) взаимное расположение статора поз.19 относительно подшипниковых щитов поз.14 и поз.28 и расположение окна, через которое протянуты выводы катушки поз.15.

6.5.10 Выпрессовать с вала ротора поз.17 сборочный узел «передний подшипниковый щит-обмотка возбуждения»

6.5.11 Вывернуть винты поз.8, снять крышку подшипника поз.10.

6.5.12 Вывернуть винты поз.12, снять катушку возбуждения поз.15. Запомнить или промаркировать краской взаимное расположение выводов катушки поз.15 и лап крышки поз.14.

При необходимости замените катушку возбуждения.

6.5.13 Выпрессовать подшипник поз.11 и подшипник поз.11А.

6.5.14 Открутить гайки М4 крепления фаз генератора.

6.5.15 Снять статор поз.19, снять винты М4 с изоляторами.

Проверьте исправность статора в следующем порядке:

а) при внешнем осмотре необходимо убедиться в отсутствии повреждений изоляции обмоточного провода, отсутствии следов оплавления изоляции провода или пазовой изоляции; отсутствии на зубцах статора следов затирания о ротор или посторонний предмет.

б) с помощью тестера проверить сопротивления фаз статора поочередным измерением тестером сопротивления между двумя фазными выводами – все показания должны быть одинаковыми и составлять десятые доли Ома;

в) с помощью тестера путем измерения сопротивления между одним из выводов фаз и пакетом статора проверить отсутствие замыкания обмотки на корпус. Сопротивление должно быть не менее 5МОм.

В случае обнаружения неисправности необходимо заменить статор.

6.5.16 Открутить гайку плюсового вывода генератора и снять выпрямительный блок поз.25.

Проверку выпрямительного блока рекомендуется производить в следующем порядке:

а) при внешнем осмотре проверить целостность элементов блока (обратив особое внимание на состояние перемычек между выводами фаз поз.3 и выводами диодов), отсутствие повреждений проводника вывода «D», проверить качество пайки диодов, убедиться в отсутствии оплавления пластмассовых деталей блока.

б) присоединить «минус» омметра к «минусовой» пластине блока (поз.1 на рис.) или к подшипниковому щиту, «плюс» прибора поочерёдно к каждому из выводов фаз (поз.3 на рис.). Если стрелка прибора не отклоняется (сопротивление R=¥), то короткого замыкания в диодах обратной полярности нет;

в) присоединить «плюс» омметра к «минусовой» пластине блока (поз.1 на рис.) или к подшипниковому щиту, «минус» прибора поочередно к каждому из выводов фаз (поз.3 на рис.). Сопротивление диодов не должно превышать значения R=100 Ом. Если стрелка прибора не отклоняется (сопротивление R=¥), то существует обрыв в диодах обратной полярности;

г) присоединить «плюс» прибора к плюсовому выводу (поз.2 на рис.), «минус» омметра поочередно к каждому из выводов фаз (поз.3 на рис.). Если стрелка прибора не отклоняется (сопротивление R=¥), то короткого замыкания в диодах прямой полярности нет;

д) присоединить «минус» прибора к плюсовому выводу (поз.2 на рис.), «плюс» омметра поочередно к каждому из выводов фаз (поз.3 на рис.). Сопротивление диодов не должно превышать значения R=100 Ом. Если стрелка прибора не отклоняется (сопротивление R=¥), то существует обрыв в диодах прямой полярности;

е) присоединить «плюс» прибора к плюсовому выводу дополнительного выпрямителя (поз.4 на рис.), «минус» омметра к каждому из выводов фаз (поз.3 на рис.). Если стрелка прибора не отклоняется (сопротивление R=¥), то короткого замыкания в диодах дополнительного выпрямителя нет;

ж) присоединить «минус» прибора к плюсовому выводу дополнительного выпрямителя (поз.4 на рис.), «плюс» омметра поочередно к каждому из выводов фаз блока (поз.3 на рис.). Сопротивление диодов не должно превышать значения R=100 Ом. Если стрелка прибора не отклоняется (сопротивление R=¥), то существует обрыв в диодах дополнительного выпрямителя.

В случае обнаружения неисправности необходимо заменить выпрямительный блок.

6.5.17 Открутить гайку М5 вывода “В” генератора и снять болт поз.26 с изолятором поз.27.

6.5.18 Открутить две гайки М5 выводов “D” и “Ш” генератора и снять изолятор поз.61 и колодку выводов поз.72.

6.5.19 Открутить гайку М4 вывода “Т” генератора и снять винт поз.37 с изолятором поз.33.

6.6 Порядок операций сборки генератора - обратный.

6.6.1 Внимание. При сборке генератора необходимо строго соблюдать полярность подключения выводов катушки: вывод катушки с красной маркировкой и вывод дополнительных диодов выпрямительного блока устанавливаются на клемму «D» генератора, вывод катушки с чёрной маркировкой устанавливается на вывод «Ш», вывод катушки без маркировки установить на корпус (массу) генератора.

6.6.2 Внимание. Не допускается попадание посторонних предметов во внутреннюю полость генератора, особенно металлических, обращая особое внимание на то, что ротор имеет сильные постоянные магниты, к которым могут притягиваться шайбы, «гровер» и прочее.

6.6.3 Внимание. Для обеспечения соосности отверстий крепёжных «ушек» переднего поз.14 и заднего поз.28 подшипникового щита необходимо сборку производить с фиксацией отверстий «ушек» на специальной оправке, пропущенной через эти отверстия.

6.6.4 Внимание. При установке фильтра, крышки пластмассовой необходимо разложить провода фильтра и катушки таким образом, чтобы исключить возможное передавливание их изоляции устанавливаемой крышкой и избежать замыкания токоведущих элементов между собой и на массу генератора.

6.6.5 Внимание. Во избежание повреждения пластмассовых деталей (изоляторов, втулок, крышки) необходимо соблюдать моменты затяжки крепежных изделий, указанные в приложении 1.

6.6.6 Внимание. Во избежание выхода из строя генератора по причине неправильной сборки перед установкой крышки поз.52 рекомендуется выполнить проверку катушки и статора с выпрямительным блоком согласно п.6.5.3 и 6.5.6.

6.6.7 Внимание. Перед установкой генератора на двигатель автомобиля рекомендуется провести проверку работоспособности генератора на испытательном стенде согласно п.4.4.3.

6.6.8 Внимание. Предприятие постоянно работает над усовершенствованием продукции, поэтому возможны некоторые несоответствия генераторов с настоящим руководством, не ухудшающие их характеристики и качество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: