Свойства информационных ресурсов образовательных ЭБ

Как и в любой другой ЭБ, информационные ресурсы образовательной ЭБ представляют собой комплекс метаданные + электронный документ. Метаданные, описывающие ЭОР, должны учитывать особенности предметной области ЭБ, т. е. включать элементы, специфичные для описания образовательных ресурсов.

Любой ЭОР образовательной ЭБ может быть «привязан» к конкретному учебному курсу (дисциплине), что должно отражаться в метаданных. Учебный курс также может быть каталогизирован и снабжен развернутым описанием.

Для каждого ЭОР может устанавливаться свой уровень доступа: свободный доступ без регистрации, свободный доступ с обязательной регистрацией, платный доступ с различной формой оплаты и т. д. На собственно электронный документ – ЭОР – никаких ограничений не накладывается, он может быть любого типа – текстовый, аудио или видеоданные, программный комплекс и т. д.

Но, тем не менее, следует выделить некоторые типы электронных документов, специфичных для образовательной ЭБ:

- обычный текстовый документ, предназначенный для «сплошного» чтения, – наиболее распространенный тип для других ЭБ (тексты статей, литературные произведения, методические пособия, курсы лекций и т. д.);

- ЭОР, используемые при проведении занятий – сборники задач, лабораторных работ, практикумов, требующие наличия средств навигации по электронному документу; учитывая, что такие документы, как правило, небольшого объема, вполне достаточно использовать для навигации оглавление документа, снабженное гиперссылками на соответствующие разделы, лишь бы оно было достаточно детальным;

- учебники и курсы лекций большого объема, требующие наличия расширенных средств навигации; использование только оглавления малоэффективно; одним из распространенных подходов здесь являются средства полнотекстового поиска, и они дают хорошие результаты при использовании для отдельного электронного документа; другим удобным, но, к сожалению, мало распространенным средством, является формирование индексов, содержащих гиперссылки; использование XML-технологий при создании электронных документов создает предпосылки для четкого выражения структуры

документа и, соответственно, для организации эффективной навигации в нем;

ЭОР сложной структуры и\или большого объема, некоторые части которого возможно использовать отдельно, без загрузки документа в целом; для организации работ с таким документом необходима большая глубина аналитической обработки единиц хранения; в отличие от традиционных библиотек единицей хранения в образовательной ЭБ может являться как отдельный документ, так и входящие в него части, например, раздел, глава, параграф и т. п. Такие документы при поступлении в фонд ЭБ проходят библиографическую обработку, в результате которой создаются полноценные монографические (на издание в целом) и аналитические (на каждую главу, раздел и т.д.) метаданные; такой подход позволяет более эффективно использовать традиционные поисковые средства, в частности, атрибутный поиск;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: