Как показывают некоторые признаки в описании технологии GAD™ и отрывочные данные из сообщений прессы, касающиеся деятельности Merchant International, суть методики, применяемой компанией, достаточно проста и представляет собой обычный многофакторный анализ и экспертную статистическую оценку. Аналитиками компании разработаны классификаторы 10 главных групп качественных факторов риска, не являющихся финансовыми. Каждая группа факторов делится на субфакторы, определяющие смысловое содержание главной группы. На основе классификаторов групп и субфакторов составлены опросные листы, которые регулярно предлагаются для заполнения внештатным экспертам (привлекаемым компанией в роли консультантов) — менеджерам различных компаний, работающим в разных странах и на разных рынках (как указывает сайт компании, до внештатных 2800 экспертов). Эксперты ранжируют факторы в соответствии с поставленной задачей (по странам, рынкам, регионам, отраслям и т. д.) или выбирают позиции классификаторов. Результаты голосования обрабатываются статистически в соответствии с правилами обработки результатов экспертной оценки, и на их основе создается сводная таблица — рейтинг (скоринг) факторов риска. Изменения рейтинга факторов из месяца в месяц определяют тенденцию изменений (динамику) факторов, на основе которой формируются прогнозы и рекомендации по управлению риском с использованием неких наборов стандартных простых сценариев для управления каждым фактором или их группами. Тенденции изменений факторов, так же как и сами факторы, оцениваются в соответствии с неким классификатором, включающим следующие категории:
|
|
—прогнозируется серьезное улучшение обстановки;
—прогнозируется улучшение обстановки;
—нет тенденций к изменению обстановки;
—прогнозируется ухудшение обстановки;
—прогнозируется серьезное ухудшение обстановки.
Положительным свойством применяемой технологии является числовая рейтинговая/скоринговая оценка действующих факторов рисков, что позволяет без больших доработок использовать результаты в существующих системах управления рисками и принимать решения, обоснованные экономически. Еще одним ценным свойством применяемой технологии является мониторинг — рейтинговая оценка динамики факторов, действующих на бизнес компаний и инвестиционные проекты, что позволяет в некотором смысле прогнозировать развитие ситуации с угрозами бизнесу или инвестициям. Применение упомянутой выше общей философской концепции компанией Merchant International дает ей возможность «приблизить» информацию, полученную специалистами разведки в результате аналитической обработки данных, к уровню и системе понятий менеджеров клиента, что облегчает понимание клиентом информационных продуктов и советов консультантов Merchant International, а также практическое использование этих советов.
|
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
«ТРЕНД-МОНИТОРИНГ» ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТЬЮ
Отечественная разработка — аналитическая система «Мониторинг» производства компании «Вербин и Партнеры» — также предлагает свою оригинальную технологию автоматизированного мониторинга и анализа информационных потоков и создания ситуационных центров в любых управляющих системах, в том числе в системах управления безопасностью. Последние, недавно разработанные, практические приложения технологии «Мониторинг» для управления банковской безопасностью уже усггешно внедрены и применяются как в частных компаниях, так и в госструктурах для оценки и прогнозирования устойчивости российских банков, оценки их текущей кредитоспособности, расчета лимитов по межбанковскому кредиту. Методика, предлагаемая разработчиками технологии, включает в себя несколько этапов исследования, основанных на сравнении выделенных из потоков информации информационных образов объектов и эталонных образов кризисных явлений, событий, рисков и угроз, таких, как, например, банкротство, финансовые проблемы, кризис ликвидности, проблемы с активами или персоналом, противодействие конкурентов, угроза имиджу, политические и криминальные риски. Оценка общих рисков производится в числовой форме. Библиотека аналитических приложений, прилагаемая к программному комплексу, позволяет дополнительно оценить и визуализировать результаты мониторингового исследования положительных и отрицательных факторов, влияющих на безопасность компании.
Результаты мониторинга с целью применения в ситуационном центре можно визуализировать в виде географической карты региона, схемы производственных процессов, организационной диаграммы, на которых цветовыми пятнами выводятся сигналы раннего предупреждения о приближении к кризису. Кроме выдачи результатов в числовой и графической форме в комплексе реализована автоматическая интерпретация результата в виде текстового отчета. Технология «Мониторинг» позволяет рассчитывать не только вероятности реализации тех или иных сценариев, но и сравнивать их.
Числовые результаты расчетов легко калибруются и сопрягаются с любыми скоринговыми системами, используемыми в современном риск-менеджменте. Группы эталонных ситуаций и критерии оценки легко настраиваются под конкретную задачу. На основе программного комплекса построены ситуационные центры и системы мониторинга, работающие в службах безопасности корпораций и консультационных компаниях по деловой разведке.
Таким образом, современные технологии мониторинга, которые раньше применялись только для решения информационно-аналитических задач, сейчас все чаще находят применение в корпоративных системах управления безопасностью. Реализованные на базе современных программных комплексов, они способны быстро и эффективно анализировать потоки информации из множества источников, выдавая в управляющие центры аналитическую информацию в практически реальном времени, и своевременно предупреждать о критических изменениях условий обстановки. Это дает возможность руководителям предприятий оптимизировать расходы на защиту компании, а специалистам по безопасности прогнозировать риски и правильно выбирать сценарии управления силами и средствами для решения задач обеспечения безопасности деятельности объектов любой сложности.
КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА
|
|
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАТЕНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ
В деятельности конкурентной разведки основную роль играет информационный анализ с последующим синтезированием разведывательных сведений. С учетом постоянно возрастающей зависимости предпринимательства от используемых технологий все более важная роль в информационном анализе отводится патентной информации. Особая ценность патентов проявляется после их многоаспектного количественного анализа с последующей содержательной интерпретацией полученных результатов.
Патентная информация имеет ряд преимуществ перед прочими источниками научно-технической информации применительно к использованию ее для целей конкурентного анализа:
—источники патентной информации по дате подачи заявки на патент опережают момент начала массового производства продукции;
—существует тесная взаимосвязь между динамикой патентования и затратами на соответствующие исследования, что позволяет проанализировать тенденции развития компании;
—патентные источники, как правило, не дублируют один другого по содержанию, в отличие от прочих источников научно-технической информации;
—источники патентной информации хорошо систематизированы на основе международной патентной классификации.
В большинстве патентных ведомств созданы автоматизированные базы данных, представленные в Интернете.
До недавнего времени ценность патентной информации заключалась лишь в обретении патентообладателем базисных технологических конкурентных преимуществ. Однако патентные документы-имеют ценность не только для их обладателя. Такую ценность придает патентам содержащаяся в них информация для принятия стратегических решений.
Классическим примером того, как патентная информация может стать стратегическим инструментом в арсенале конкурентной борьбы, является история с продвижением на рынок моментальной фотографии компанией «Kodak». Когда в конце 1960-х годов оборудование для моментальной фотографии фирмы «Polaroid» захватило 15% американского рынка фотокамер, руководство компании «Kodak» вспомнило о ранее начатых ею и заброшенных разработках в этой области и решило потеснить молодую компанию «Polaroid». Однако «Polaroid» фанатично оградил свою продукцию патентным барьером. 20 апреля 1976 г. «Kodak» запустила производство собственных камер и пленки для моментальной фотографии, а через семь дней «Polaroid» подала иск на компанию «Kodak», обвинив ее в нарушении своих 12 патентов. После девятилетнего разбирательства окружной суд Бостона обвинил «Kodak» в нарушении семи патентов «Polaroid» и постановил прекратить производство, продажу и использование камер и пленки для моментальной фотографии. За ошибочную патентную стратегию компании «Kodak» пришлось выплатить «Polaroid» 925 млн дол. как компенсацию за нанесенный ущерб, закрыть завод, который обошелся в 1,5 млрд дол., уволить 700 рабочих и затратить 500 млн дол. на выкуп 16 млн камер для моментальной фотографии, проданных в 1976—1990 годах. Это один из самых дорогостоящих примеров недооценки роли патентов и анализа их стратегической ценности.
|
|
Таким образом, все более частым требованием к патентным специалистам стало составление патентного портфолио, которое обеспечивало бы стратегические преимущества на фоне непрерывно меняющейся панорамы конкурентов и их продуктов на рынке.
Эффективное патентное портфолио может использоваться руководителями и топ-менеджерами для осуществления таких стратегических действий, как:
—подрыв производственной стратегии конкурентов и осуществление блокирующего патентования;
—патентное прикрытие при вторжении в прибыльные рыночные сегменты с интенсивной конкуренцией;
—обретение исключительных прав на вновь появляющиеся коммерчески перспективные технологии;
—выявление вероятных правонарушителей, а вместе с тем и возможных источников дохода от продажи лицензий.
Одним из инструментов, позволяющих провести стратегический конкурентный анализ патентного портфолио компании, является так называемое патентное картирование.
Обычно используются три типа картирования: технологическое, собственно патентное и лицензионное картирование. Технологическое картирование заключается в процессе упорядочения патентного портфолио путем разделения на несколько технологических групп. Такой анализ позволяет определить сильные и слабые (Strength & Weakness) стороны патентной защиты компании в различных технологических областях. Рис. 1 иллюстрирует пример технологической карты. Как видно из рисунка, количественное патентное положение компании сильнее в технологии В по сравнению с технологией А, С и т. д. В противоположность технологическому картированию собственно патентное картирование представляет собой сравнение патентного портфолио компании с портфолио конкурентов. Собственно патентное картирование может принимать различные формы. Например, каждый патент рассматривается во взаимосвязи со ссылочно связанными с ним респондентами (ссылается на) и корреспондентами (ссылаются из). К примеру, если на какой-то патент в течение короткого промежутка времени ссылается множество других патентов, данный патент принято считать «пионером», определяющим базовые положения определенной технологии, которую прочие патенты лишь улучшают. Таким образом, с помощью патентного картирования можно определить ключевые патенты, являющиеся «бриллиантами в короне» патентного портфолио компании или конкурента.
Еще одной формой собственно патентного картирования является разновидность технологического картирования в применении к анализу конкурентов. На одной карте отображается упорядоченное по технологическим группам патентное портфолио компании и ее конкурентов. По отношению к компании А конкурент В имеет более сильные количественные позиции в технологии А и С и более слабую технологию В.
Последний тип патентного картирования — лицензионное. Оно фокусируется на информации о патентах и заявках на патент компании во взаимосвязи с экономической активностью конкурентов. Одним из способов проведения лицензионного картирования является пересмотр патентного портфолио компании, причем цели каждого патента компании проверяются на предмет пересечения с экономической активностью выбранных конкурентов на каком-либо рынке. Так же как и в собственно патентном картировании, в случае, если какой-либо патент имеет большое количество коррелирующих с ним элементов рыночной активности конкурента, этот патент признается имеющим значительный лицензионный потенциал. В дальнейшем такие патенты могут быть использованы как в оборонительной (патентное прикрытие), так и в наступательной (блокирующее патентование) стратегии компании. Лицензионное картирование помогает обнаружить возможности и угрозы (Opportunities & Threats) для компании, таким образом совместно с технологическим патентным картированием позволяя провести полномасштабный SWOT-анализ.
В настоящее время ряд компаний предлагают свои услуги и профаммное обеспечение для инструментальной поддержки принятия решений в патентных исследованиях и патентном картировании. Несколько основных компаний приведено в табл. 1.
Таблица 1