Синтез искусств — важнейшее завоевание художественной культуры Древнего мира

В исполнении произведения начинает сказываться различие между ремеслом и искусством. Появляется совершенство формы, утонченность в орнаменте, изящество в обработке дерева, камня, металла, драгоценных камней и т. д. Острая наблюдательность художника теперь сочетается с умением мыслить обобщенными понятиями, что находит отражение в возникновении постоянных типов, в укреплении чувства художественного порядка, строгих законов ритма. Художественное творчество становится более целостным, оно объединяется едиными принципами и идеями эпохи. Возникают большие монументальные стили. В религии совершается процесс перехода от поклонения зверю к более высокому представлению о богах, подобных человеку. Одновременно и в искусстве все более утверждается образ человека, прославляются его деятельная сила, его способность к героическому подвигу.

При всем разнообразии исторического формирования обществ Древнего мира для них были характерны две формы государства.

Первая форма государства — восточная деспотия, где долго сохранялся общинный строй и рабовладение развивалось в замедленных темпах; гнет эксплуатации здесь всей тяжестью ложился не только на рабов, но и на большую часть свободного населения. Рабовладельческие деспотические государства возникают между 5 и 4 тысячелетиями до н. э. в долинах и дельтах больших рек — Нила (Египет), Тигра и Евфрата (древнейшие государства Двуречья) и др. Идейное содержание искусства древних деспотий определялось главным образом требованием прославления власти богов и царей, увековечения строгой общественной иерархии. Взгляд на человека как на собственность деспота, длительное сохранение общинных отношений тормозили развитие интереса к личным качествам человека. В искусстве древневосточных деспотий реализм сочетается с фантастикой или чертами социальной условности, которые не могли быть преодолены на протяжении развития древней восточной культуры. Искусство все еще не до конца отделилось от ремесла, в нем ценилась, прежде всего, техническая сноровка. Само творчество оставалось большей частью безымянным. Однако в искусстве древневосточных государств уже ярко выражено влечение к значительному и совершенному, возникшее в сознании народов огромных государств.

Вторая форма государства — античное рабовладение — характеризуется быстрой сменой примитивной эксплуатации ее развитыми формами, общественной активностью свободного населения, занимающегося трудом в греческих государствах-полисах. Относительно демократический характер античных государств, расцвет личности, ее стремление к гармоничному развитию обусловили гражданственность и человечность античного искусства. Развиваясь на основе мифологии, тесно связанной со всеми сторонами общественной жизни, греческое искусство было самым ярким проявлением реализма в Древнем мире. Мироздание перестало быть для греческих мыслителей чем-то неведомым, подчиненным неодолимым силам. В искусстве Древней Греции воплощается красота гармонично развитой личности, утверждается этическое и эстетическое превосходство человека над стихийными силами природы. Античное искусство периода его расцвета в Греции и Риме обращалось к массам свободных граждан выражая, основные политические, этические и эстетические представления общества. В эпоху эллинизма, являющую собой следующий этап развития античной художественной культуры, искусство было обогащено огромной эмоциональной напряженностью, драматизмом и динамикой.

На последнем этапе своего развития, в эпоху Римской республики и империи, античное искусство пришло к утверждению значения индивидуально неповторимой личности. Эпоха поздней империи — эпоха упадка античной культуры — содержит в зародыше все то, что принесет плоды впоследствии. Мыслители и художники обращаются к внутреннему миру человека, намечая пути развития европейского искусства средних веков и Возрождения. Античное искусство имеет и свои ограниченные стороны. Оно прошло мимо социального быта, социальных противоречий. Античное искусство обращалось главным образом к свободным гражданам. Ни в Греции, ни в Риме нельзя найти в виде сложившейся системы искусства угнетенного класса — рабов. Материально и духовно задавленные рабы не могли развить свои способности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: