| искусство подчинялось новым задачам - аллегорическому прославлению власти правителя, божества
|
Архитектура
конец 4 — начало 3 тыс. до н. э.
| возведение зданий на возвышенных местах из сырцового кирпича, с простыми кубическими объемами архитектурной формы, отсутствием криволинейных очертаний, иным осмыслением орнаментации; вертикальное членение плоскостей стен нишами и выступами, звучные цветовые акценты, способствовали не только уничтожению монотонности кирпичной кладки, но и обогащению архитектурного образа
|
шумерийские
города-государства
| окруженные стенами и башнями, группировались вокруг храмов, посвященных почитаемым шумерийцами богам светил, плодородия, ветра
|
Белый храм в Уруке
(конец 4 тыс. до н. э.)
| Вознесенное на высокую насыпную платформу строгое прямоугольное святилище, расчлененное нишами, лишенное украшений, соединялось с землей идущими с двух сторон длинными боковыми лестницами, а также пандусами и имело открытый внутренний дворик. В глубине находилась статуя божества
|
зиккурат
| тип храма, постепенно приобретший значение главного культового сооружения и доминировавший над возведенным рядом нижним храмом
|
Зиккурат царя Ур-Намму в Уре (конец 3 тыс. до н. э.)
| Три его мощные, сужающиеся кверху террасы, ведущие к венчающему сооружение небольшому святилищу, соединялись тремя прямыми гигантскими лестницами, отчетливо выявляющими его структуру, и были окрашены в разные цвета — нижняя в черный (битум), средняя в белый (известняк) и верхняя в красный (обожженный кирпич)
|
«Дворец А» в Кише (так называемый)
| Дворцы, воспроизводящие в своем плане тип светского жилого дома с рядом помещений, сгруппированных вокруг двора, они вместе с тем окружались крепостными стенами, возвышались над городом и имели выходящую во двор для собраний парадную лестницу, на вершине которой царь, подобно божеству, появлялся перед народом. В западной части дворца находился зал с четырьмя колоннами в центре. Внутри дворцы имели росписи, украшались перламутровой инкрустацией
|
Скульптура
| В связи с неразвитостью заупокойного культа в Двуречье не получила столь интенсивного развития, как в Египте, монументальная пластика крупных форм. Рельефы, глиптика
|
глиптика
| резные цилиндрические печати-амулеты. Излюбленная тема рельефов — изображение зверя, домашних животных, сцен охоты и скотоводства. Зверь изображался с пристальным вниманием, точным знанием его облика, красоты движений. Он служил источником многочисленных и по-разному решенных композиций шумерийской глиптики. В начале 3 тыс. до н. э. появилось и изображение человека — участника торжественных шествий, храмовых церемоний, а с середины 3 тыс. встречаются фантастические сюжеты
|
Рельеф, помещенный над входом храма в Убайде (сер. 3 тыс. до н. э.), львиноголовый орел, когтящий двух оленей
| открыл собой целый ряд геральдических изображений со строго симметричной композицией, повторяющихся во многих памятниках Передней Азии
|
«Стела коршунов» (ок. 2500 г. до н. э., Париж, Лувр)
| триумфальная стела, названная, повествующая о победе правителя города Лагаша — Эанатума над соседним городом Уммой
|
Глиняные расписные статуэтки божеств и знатных лиц
| поставленные в храмах, возносящих молитвы. Стилистически скульптура разделяется на северную и южную группы. Для северной характерны более вытянутые пропорции, утрирование черт лица. Утрированные огромные расписные или инкрустированные глаза, своей лазурной синевой соперничающие с небом, сообщают шумерийским статуям черты эмоциональности
|
Голова богини из Урука (нач. 3 тыс. до н. э., Багдад, Иракский музей)
| Мягкая моделировка мрамора в сочетании с инкрустацией глаз
|
| Особую внутреннюю силу скульптурные образы Двуречья обрели с первым объединением Двуречья, становятся разнообразнее композиционные приемы и в выбор тем, преодолевается былое ритмическое однообразия в рельефах
|
Стела царя Нарам-Суэна (ок. 2300 г. до н. э., Париж, Лувр)
| мягкостью моделировки тел, большая композиционная свобода, введение в общее повествование элементов пейзажа
|
Статуи правителя Гудеа из Лагаша (ил. 15), каменные диоритовые
| Традиции аккадского искусства ощущались в подлинной монументальности, пластическом совершенстве
|
Художественное
ремесло
| Шумерские мастера знали чеканку, филигрань, зернь, плавили металлы, изготавливали изделия из золота, меди, серебра
|
Погребальный инвентарь из Ура (ок. 2600 г. до н. э.)
| Любовь к сочным красочным сочетаниям, красота синих и красных тонов, соединенных с золотом
|
Навершия резонаторов арфы, выполненные в виде головы быка;
Золотые чаши, кубки, кинжал, шлем, ожерелья, венки и подвески
| инкрустировались ярким лазуритом, сердоликом и перламутром, тонко орнаментировались с той отточенной изысканностью, которая была неведома многим другим видам изобразительного искусства Двуречья
|