Поздняя классика - конец 5 — три четверти 4 века до н. э

Распад полисов повлек утрату идеала свободного гражданина. Утрачивается ясная вера в красоту жизни, ослабевает дух гражданственной героики. Ведущие мастера 4 в. до н. э. поставили проблему передачи противоречивых переживаний человека, показа героя, вступающего в трагическую борьбу с враждебными силами окружающего мира, раздираемого глубокими сомнениями. Зарождается, хотя и в самых общих чертах, интерес к быту и характерным особенностям психологического склада человека.
Архитектура спад строительной деятельности. Постройки 4 в. до н. э. следовали принципам ордерной системы. Появлялись сооружения, посвященные возвеличению отдельной личности или монарха-самодержца.
Театр в Эпидавре, Поликлет Младший. Наряду с храмами большое распространение получило строительство театров, которые обычно устраивались под открытым небом. По склону холма вырубались места для зрителей (в Театре в Эпидавре было 52 ряда скамей), обрамлявшие орхестру — полукруглую площадку, на которой выступал хор.
Памятник Лисикрата (334 г. до н. э.) был сооружен в честь победы на состязаниях хора, субсидированного богатым афинянином Лисикратом, в Афинах. Небольшой по размерам, он производит впечатление гармонии и величия благодаря умелому применению коринфского ордера.
Галикарнасский мавзолей (ок. 353 г. до н. э.) монументальная усыпальница правителя Карий Мавсола, отличался грандиозностью форм
Скульптура Общий характер скульптуры поздней классики определился развитием реалистических тенденции.
Скопас Трагические противоречияэпохи нашли наиболее глубокое воплощение в творчестве крупнейшего мастера первой половины 4 в. до н. э. Скопас насыщает свое искусство большим драматизмом, стремится к многогранному раскрытию образов, сложных чувств и переживаний человека.Герои Скопаса, подобно героям высокой классики, продолжают воплощать совершенные качества сильных и доблестных людей. Но порывы страсти нарушают их гармоническую ясность, придают образам патетический характер. Скопас открывает область трагического в самом человеке, вводит в искусство темы страдания, внутреннего надлома.
Образы раненых воинов с фронтонов храма Афины Алей в Тегее (первая половина 4 в. до н. э., Афины, Национальный музей). Голова воина с западного фронтона (ил. 36) дана в стремительном патетическом повороте, резкая беспокойная игра светотени подчеркивает драматизм выражения. Гармоническое строение лица нарушеноради выявления силы душевного напряжения. Скопас предпочитал работать в мраморе, почти отказавшись от излюбленного мастерами высокой классики материала — бронзы. Мрамор позволял передавать тонкую игру света и тени, разнообразные фактурные контрасты.
Менада («Вакханка», середина 4 в. до н. э., Дрезден, Альбертинум), дошедшая в небольшой поврежденной античной копии воплощает образ человека, одержимого бурным порывом страсти. Танец Менады стремителен, голова запрокинута назад, волосы тяжелой волной спадают на плечи. Движение изогнутых складок ее хитона подчеркивает стремительный порыв тела.
Надгробие юноши с реки Илиссос (Афины, Национальный музей) образ юноши глубоко задумчив
Фриз Галикарнасского мавзолея с изображением битвы греков с амазонками (ок. 350 г. до н. э., Дрезден, Альбертинум), часть фриза, исполненная Скопасом, сохранился в подлиннике живые и страстные образыполоны стремительной динамики и напряжения. На смену равномерному и постепенно нарастающему движению фриза Парфенона приходит ритм подчеркнуто-контрастных противопоставлений, внезапных пауз, вспышек движений. Резкий контраст света и тени подчеркивает драматизм композиции. Воздействие искусства Скопаса на дальнейшее развитие греческой пластики было громадным, его можно сравнить лишь с воздействием искусства его современника — Праксителя
Пракситель В своем творчестве Пракситель обращается к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости, безмятежной созерцательности. Пракситель и Скопас дополняют друг друга, раскрывая различные состояния и чувства человека, его внутренний мир. Изображая гармонически развитых, прекрасных героев. Пракситель также обнаруживает связи с искусством высокой классики, однако и его полные грации и тонких чувств образы утрачивают героическое жизнеутверждение и монументальное величие произведений эпохи расцвета, приобретая более лирически-утонченный и созерцательный характер.
Мраморнай группа «Гермес с Дионисом», Пракситель (ок. 340 г. до н. э., Олимпия, Музей) (ил. 39) Изящный S-образный изгиб фигуры, непринужденная поза, отдыха молодого стройного тела, прекрасное, одухотворенное лицо Гермеса переданы с большим мастерством. Блестяще использует мастер все возможности мрамора создавать мягкую мерцающую игру света и тени, тончайшие светотеневые нюансы.
«Афродита Книдская», Пракситель, дошла в копиях времен Праксителя, лучшие из них хранятся в Ватиканском и Мюнхенском музеях", голова Афродиты Книдской — в собрании Кауфмана в Берлине (ил. 37) - новый идеал женской красоты. Хотя статуя предназначалась для культовых целей, образ прекрасной обнаженной богини освободился от торжественной величественности. Он пленяет жизненностью, совершенством форм и пропорций, удивительной гармоничностью. Множество повторений в последующие времена не могло сравниться с оригиналом, так как в них господствующим было чувственное начало, в то время как в «Афродите Книдской» воплощено преклонение перед совершенством красоты человека.
Статуя «Аполлона Сауроктона», Пракситель (третья четверть 4 в. до н. э., Рим, Ватикан) — изображение изящного мальчика-подростка, который целится в бегущую по стволу дерева ящерицу. Так переосмысливается традиционный образ божества, приобретая жанрово-лирическую окраску.Некоторые статуи Праксителя были искусно раскрашены живописцем Никием.
Статуэтки из Танагры, терракота (например, «Афродита в раковине» или «Девушка, закутанная в плащ») (илл. 42) Эти изящные грациозные женские образы сохранили все обаяние и чистоту греческой классики. В мелкой пластике еще долго продолжала жить тонкая поэзия, присущая творениям Праксителя.
  Переходный период от поздней классики к собственно эллинистическому периоду отличается своеобразными чертами, размежеванием направлений: классицизирующего идеалистического и реалистического, ищущего новых путей развития на основе переработки лучших достижений классики
Леохар Самый видный представителем идеализирующего направления, впоследствии придворный мастер Александа Македонского.
«Аполлон Бельведерский», Леохар (ок. 340 г. до н. э., Рим, Ватикан) (ил. 41) исполненная с высоким профессиональным мастерством, характеризуется спокойным величием и холодной торжественностью.
Лисипп Крупнейший скульптор реалистического направления, последний большой мастер поздней классики. Его творчество развертывается в 40—30-е гг. 4 в. до н. э., во времена правления Алек­сандра Македонского. В искусстве Лисиппа, так же как и в творчестве его великих предшественников, решалась задача раскрытия переживаний и индивидуализации образа человека; он вносил более ясно выраженные особенности возраста, рода занятий. Новым в творчестве Лисиппа является его интерес к характерно выразительному в человеке, а также расширение изобразительных возможностей скульптуры.
Статуя Зевса, Лисипп, бронзовая (20 м. высоты) (не дошла до на­ших дней)- одно из «Чудес света».
Настольная статуэтка Геракла, исполненная для Александра Македонского, Лисипп  
«Апоксиомен», Лисипп, (третья четверть 4 в. до н. э., Рим, Ватикан) (ил. 40) свое понимание образа человека Лисипп воплотил в статуе юноши, скребком счищающего с себя песок после состязаний, —, которого он изоб­ражает не в момент напряжения сил, а в состоянии, усталости. Стройная фигура атлета показана в сложном развороте, который заставляет зрителя обойти статую. Движение свободно развернуто в пространстве. Лицо вы­ражает усталость, глубоко посаженные затененные глаза смотрят вдаль.
Гермес, Лисипп (третья четверть 4 в. до н. э., Неаполь, Национальный музей) Лисипп умело передает переход от состояния покоя к действию и нао­борот в изображение отдыхающего Гермеса
Мраморная портретная голова Александра Македонского (Стамбул, Археологический музей) в которой передана его сложная, противоречивая натура. Творчество Лисиппа имело большое значение для развития портрета. В созданных им обнаруживается глубокий интерес к раскрытию духовного мира героя
Голова кулачного бойца из Олим­пии, выполнена учеником Лисиппа (ок. 330 г. до н. э., Афины, Национальный музей) с беспощадной реалистической наблюдательностью передающая грубую физическую силу, примитивность духовной жизни, мрачную угрюмость характера. Автор портрета кулачного бойца не интересуется вопросами оценки и осуждения уродливых сторон человеческого характера, он только их констатирует.
  В искусстве поздней классики по­являются более дифференцированные изображения людей разных типов и состояний. Таким образом, обращаясь к более конкретному изображению действи­тельности в ее индивидуальных проявлениях, скульптура утрачивает инте­рес к идеальному обобщенному героическому образу, а вместе с тем и то воспитательное значение, которое она имела в предшествующие периоды.
ВАЗопись В период поздней классики продолжали процветать художественные ремесла. Вазы приобретают более сложные формы, иногда мастера имити­руют в глине дорогие серебряные вазы с их сложной чеканкой и релье­фами, прибегают к многоцветной раскраске.
Художественное ремесло Распространение получают изделия из металла, посуда из серебра, позолоченные кубки и пр.
Живопись К концу классического периода героические мотивы сменяются более интимными, жанровыми.
Апеллес знаменитый художник конца 4 в. до н. э., в его творчестве преобладали интимные и жанровые мотивы
Картина «Афродита Анадиомена», живописец Апеллес по образному решению перекликавшаяся с Афро­дитой Праксителя. Становится богаче палитра, вводится светотень.
Казанлыкская гробница, роспись не­известного греческого мастера, Болгария пример монументальной живописи поздней классики
Мозаики в Пелле (Македония)  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: