Экологическая сертификация

Сертификация на соответствие экологическим требованиям – одно из наиболее активно развивающихся направлений сертификации. Причем оценке соответствия может подлежать не только готовая продукция, предназначенная для потребителя, но и система экологического управления (СЭУ) предприятия в целом. Некоторые виды продукции и предъявляемые к ним экологические требования приведены в табл. 1.

Таблица 1. Экологические требования к продукции

Вид продукции Экологические требования, включаемые в стандарты
1. ВЕЩЕСТВА И МАТЕРИАЛЫ Топливо (уголь, газ, дизельное топливо) Содержание серы
Бензин, красители Содержание свинца
Моющие средства Содержание триполифосфата натрия, скорость разложения в природных средах
Пестициды Минеральные удобрения Дезинфекционные средства Полихлорбифенилы, мономеры винилхлорида Растворители, краски, лаки ПДК, классы экологической опасности, скорость разложения в природных средах, правила хранения и применения
Озоноразрушающие вещества, в том числе, перхлорфторуглеводо- роды (ПХФУ) Сокращение производства ПХФУ, совершенствование способа использования ПХФУ в охлаждающих и аэрозольных устройствах и в огнетушителях
2. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА Двигатели внутреннего сгорания, применяемые в автотранспорте, на самолетах и судах Концентрация загрязняющих веществ в выхлопных газах, уровень шума, вибрации
3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Оборудование для сжигания топлива, применяемое на теплоэлектростанциях, в малых топочных устройствах, на мусоросжигательных фабриках Концентрация загрязняющих веществ и остаточного тепла в выбросах
Пыле-, газо-, водоочистное оборудование Эффективность и производительность очистки
Оборудование для утилизации и регенерации отходов производства и потребления Эффективность утилизации и регенерации

Работы по стандартизации СЭУ начались в 1993 г. В это время был создан технический комитет ИСО-ТК 207 «Управление окружающей средой». К 1996 г. этот комитет разработал комплекс стандартов серии ИСО 14000, распространяющихся на управление экологическими аспектами деятельности предприятий. Согласно этим стандартам, СЭУ определяется как составная часть общей системы административного управления предприятием. Она должна служить целям управления охраной окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности предприятия или на всех стадиях жизненного цикла продукции. Одна из основных задач, стоящих перед СЭУ, – управление экологическим риском.

Цель экологической сертификации – стимулирование про­изводителей к внедрению таких технологических процессов и разработке таких товаров, которые в минимальной степени за­грязняют природную среду и дают потребителю гарантию безо­пасности продукции для его жизни, здоровья, имущества и среды обитания.

Для многих видов продукции экологический сертификат или знак является определяющим фактором их конкурентоспо­собности.

Основными объектами проверки при сертификации СЭУ являются:

• деятельность по обеспечению, управлению и улучшению охраны окружающей среды в организации в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 14001—98;

• технологические этапы производства, при которых возможно появление продуктов, вызывающих загрязнение или оказывающих вредное воздействие на окружающую среду непосредственно своим появлением или за счет увеличения концентрации выбросов (сбросов) за определенный интервал времени;

• экологичность продукции на этапах маркетинга, разработки, изготовления, потребления и утилизации.

В России система экологической сертификации была зарегистрирована в 1996 г. Центральным органом системы является Госкомэкологии РФ. Экологическая сертификация может проводиться в обязательной и добровольной областях. Обязательной сертификации в системе подлежат объекты, которые в соответствии с действующим законодательством должны отвечать требованиям по охране окружающей среды, Обеспечению экологической безопасности и сохранению биологического разнообразия. Добровольной сертификации могут быть подвергнуты другие объекты с учетом сложившейся международной и зарубежной практики в соответствии со ст. 17,18 и 19 Закона РФ «0 сертификации продукции и услуг».

Объекты обязательной экологической сертификации:

• системы управления охраной окружающей среды, регламентируемые международным стандартами, разрабатываемые в ИСО/ ТК 207 «Управление охраной окружающей среды», в котором Россия является активным Членом;

• продукция, вредная для окружающей среды, включая озоноразрушающие вещества и содержащую их продукцию, предполагаемые к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации, а также товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации;

• экологически вредные технологии, включая ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и используемые на промышленных и опытно-экспериментальных объектах предприятий и организаций оборонных отраслей;

• отходы производства и потребления, включая опасные и другие отходы, являющиеся объектом трансграничной перевозки, и деятельность в сфере обращения с отходами;

• виды животных и растений, их части или дериваты, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, добытые в открытом море судами, плавающими под флагами Российской Федерации.

В России на сегодняшний день экологическая сертифика­ция находится в начале развития, хотя в данном направлении сделано уже немало. Так, установлены объекты, относящиеся к этой области. Они делятся на три группы:

1) продукция, процессы, работы, услуги, экологические требования к которым содержатся в государственных стандартах, т.е. они подлежат обязательной сертифика­ции в соответствии с российскими законами;

2) объекты, которые в силу экологической специфики не мо­гут подвергаться сертификации по правилам Системы ГОСТ Р;

3) по существу окружающая среда со всеми ее составляю­щими, для которых не разработаны нормативные требо­вания и сертификационные процедуры.

Отсутствие ясности в оценке состояния объектов третьей группы сдерживает развитие сертификации объектов двух пер­вых. Здесь есть определенные проблемы. Оценку качества окру­жающей среды в РФ проводят различные ведомственные органи­зации, которые представляют непосредственно специализиро­ванные природоохранные органы, контролирующие органы, органы местного самоуправления, природопользователей и не­которые подразделения Российской академии наук.

Выделяются четыре вида объектов: объекты окружающей природной среды; источники загрязнения окружающей среды; продукция природоохранного назначения; экологические информационные ресурсы, продук­ты и технологии.

Другим важным вопросом экологической сертификации яв­ляется состав участников, особенно если их роль определять в плане первой, второй и третьей сторон. Закон «О сертифика­ции продукции и услуг» в данном случае может быть применен к тем объектам, которые относятся к продукции. Для других же необходим закон об экологической сертификации, которого пока в России нет. Не решен вопрос и об оплате услуг по сер­тификации. Высказывается предположение, что основные за­траты лягут на плечи природопользователей, которые, вероят­нее всего, будут заявителями в большинстве случаев.

Актуальная сфера экологической сертификации – отходы. Сертификация в этой области направлена на устранение опас­ного влияния отходов на среду обитания и максимальное их использование в качестве вторичного сырья. Для России важно развивать стандартизацию отходов, что напрямую связано с сертификацией и является объектом деятельности комитета ТК «Вторичные материальные ресурсы».

Значительное продвижение отмечается в решении проблемы сертификации питьевой воды, что также сопряжено и с нормиро­ванием требований к этому объекту сертификации. В 1995 г. принят государственный стандарт «Качество воды. Вода питье­вая. Контроль качества», разрабатывается система сертификации питьевой воды, материалов, технологических процессов и обо­рудования, применяемого в хозяйственно-питьевом водоснаб­жении. Осуществляется сертификация питьевой воды, расфасо­ванной в различные емкости, решается проблема сертификации питьевой воды, поступающей от централизованных систем во­доснабжения.

Большое внимание уделяется оценке экологичности новых видов продукции и процессов, для которых прежде всего необ­ходимо установить соответствующие требования в нормативных документах. Например, начата работа по стандартизации эко­логических требований к новым конструкциям и технологиям.

Приняты государственный стандарт «Системы управления качеством окружающей среды. Руководство по созданию и ме­тодам обеспечения". ГОСТ Р ИСО-14004, а также три стандар­та по экологическому аудиту.

Заслуживает внимания процедура германской экосертифи­кации. На начальном этапе публично представляется продук­ция, претендующая на экознак. Федеральное бюро по окру­жающей среде создает компетентную комиссию, которая ана­лизирует отзывы, дает заказ Немецкому институту гарантии ка­чества и сертификации на рассмотрение заявки на экосертификацию. Технические условия сертификации разрабатывает Фе­деральное бюро по окружающей среде как центральный орган Системы. В рассмотрении заявки участвуют Немецкий инсти­тут гарантии качества и сертификации, Федеральное бюро по охране окружающей среды, Конференция немецкой промыш­ленности, Ассоциация потребителей, Ассоциация торговли, эксперты. По результатам рассмотрения заявки вырабатывают­ся рекомендации для жюри. Жюри учитывает результаты всех этапов, доказательства соответствия изготовителя, отзывы ор­ганизаций, назначенных для участия в процедуре.

Ранее используемые только в Германии экознаки «Голубой ангел» и «Зеленая точка» стали общеевропейскими.

Широко распространенный экознак «Зеленая точка» (рис. 23.3) применяется в системе мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами. Такой знак на упа­ковке указывает на возможность ее переработки, поэтому ци­вилизованные потребители выбрасывают упаковку, маркиро­ванную «Зеленой точкой», в специальные контейнеры.

Другие экознаки (не только Германии) информируют по­требителя о различных экологических характеристиках прода­ваемых товаров, что нередко служит основным критерием их выбора среди многочисленных аналогов (рис. 23.4-23.9).

Получив сертификат и право на использование экознака, предприятие-изготовитель может заключить контракт с Немец­ким институтом гарантии качества на рекламирование своего предприятия.

Сертификация на знак «Голубой ангел» не охватывает про­дукцию сельского хозяйства, фармацевтическую, бытового на­значения, поэтому не исключено дальнейшее развитие и со­вершенствование экосертификации.

Принципы экосертификации в ЕС базируются на превентив­ных мерах: ущерб для окружающей среды надо предотвращать в первую очередь путем ликвидации источников загрязнения. Финансовая ответственность лиц, по вине которых нарушается экологическое равновесие – это фактор второй очереди. Эффективность сертификации напрямую зависит от критериев безвредности продукции, услуги, процесса или другого объекта экосертификации для окружающей среды.

ЕС подчеркивает добровольность европейской экосертифика­ции и ее открытый характер для всех стран, что также не ис­ключает и развития национальной экосертификации. Но в то же время в 1993 г. была принята Директива ЕС, определяющая пре­имущества экосертифицированной продукции, поставляемой на единый рынок: цена ее повышается в два раза.

Официальный бюллетень Комиссии ЕС периодически пуб­ликует экологические критерии, которые соотносятся с каждой фазой жизненного цикла объекта сертификации – от проекти­рования до утилизации отходов. Информация о критериях со­провождается данными о сроках годности продукта и продолжи­тельности периода применимости критерия.

Разработка системы экосертификации в ЕС базируется на немецкой системе экосертификации на знак «Голубой ангел». Таким образом, как уже отмечено выше, не на все виды това­ров распространяются правила экосертификации.

Установление видов товаров, которые подлежат экосерти­фикации и маркировке экознаком ЕС, критериев их оценки возложено на уполномоченные государственные органы стран-членов ЕС с участием представителей промышленности, потребительских обществ, независимых ученых, экологических организаций, которые объединяются на региональном уровне в специальный консультативный форум.

В ЕС принята экомаркировка специальным знаком (рис. 23.10). Цели введения знака – достоверное информирование потребителей об экологичности приобретаемого продукта и стимулирование изготовителей к соблюдению норм и требо­ваний по охране окружающей среды.

Экознак не распространяется на пищевые продукты, напит­ки и лекарственные препараты. Им маркируют товары, которые содержат вещества и препараты, отнесенные директивами к опас­ным, но в допустимых пределах. Цвет знака может быть зеленым, голубым, черным на белом фоне (и наоборот). Экознак активно используется в рекламе и способствует про­движению товара на рынок, положительно влияя на конку­рентные позиции продавца (изготовителя).

Рис. 23.10. Знак экомаркировки ЕС

Поскольку экологические требования к товарам весьма актуальны, а знак прямо влияет на уровень продаж, на современных рынках появилась недобросовестная конкуренция экознаков, обусловленная незаконным применением экомаркировки изготовителем либо изобретением новых и неизвестных покупателям знаков. Это вредит как потребителям, так и самой идее экосертификации.

Вопросами экологической маркировки и этикетирования занимается Международная организация по стандартизации (подкомитет ПКЗ ИСО/ТК207 «Этикетирование (маркировка) в области окружающей среды»).

Принятие международных стандартов ИСО серии 14000, ко­торые включают руководства по управлению окружающей сре­дой и по экологическому аудиту, создало основу для организа­ции и проведения экосертификации.

ЕА имеет двусторонние связи с системами аккредитации других стран. Каждая сторона, подписавшая Соглашение, берет на себя обязательство принимать участие в работе по одному или более из перечисленных ниже направлений:

· поверочные лаборатории,

· испытательные лаборатории,

· органы по сертификации продукции,

· органы по сертификации систем качества,

· органы по сертификации персонала,

· органы по сертификации систем управления окружаю­щей средой,

· инспекционные органы.

Важное значение созданной формы взаимного признания – между органами по аккредитации – состоит в том, что оно служит основой для заключения межправительственных согла­шений в любых законодательно регулируемых областях.

При положительных результатах проверки органы по Сертификации выдают заявителям экологические сертификаты установленного образца и разрешение на право маркировки объектов сертификации знаком соответствия системы (рис. 1.).

Рис. 1. Экологический знак соответствия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: