Сертификация на соответствие экологическим требованиям – одно из наиболее активно развивающихся направлений сертификации. Причем оценке соответствия может подлежать не только готовая продукция, предназначенная для потребителя, но и система экологического управления (СЭУ) предприятия в целом. Некоторые виды продукции и предъявляемые к ним экологические требования приведены в табл. 1.
Таблица 1. Экологические требования к продукции
Вид продукции | Экологические требования, включаемые в стандарты |
1. ВЕЩЕСТВА И МАТЕРИАЛЫ Топливо (уголь, газ, дизельное топливо) | Содержание серы |
Бензин, красители | Содержание свинца |
Моющие средства | Содержание триполифосфата натрия, скорость разложения в природных средах |
Пестициды Минеральные удобрения Дезинфекционные средства Полихлорбифенилы, мономеры винилхлорида Растворители, краски, лаки | ПДК, классы экологической опасности, скорость разложения в природных средах, правила хранения и применения |
Озоноразрушающие вещества, в том числе, перхлорфторуглеводо- роды (ПХФУ) | Сокращение производства ПХФУ, совершенствование способа использования ПХФУ в охлаждающих и аэрозольных устройствах и в огнетушителях |
2. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА Двигатели внутреннего сгорания, применяемые в автотранспорте, на самолетах и судах | Концентрация загрязняющих веществ в выхлопных газах, уровень шума, вибрации |
3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Оборудование для сжигания топлива, применяемое на теплоэлектростанциях, в малых топочных устройствах, на мусоросжигательных фабриках | Концентрация загрязняющих веществ и остаточного тепла в выбросах |
Пыле-, газо-, водоочистное оборудование | Эффективность и производительность очистки |
Оборудование для утилизации и регенерации отходов производства и потребления | Эффективность утилизации и регенерации |
Работы по стандартизации СЭУ начались в 1993 г. В это время был создан технический комитет ИСО-ТК 207 «Управление окружающей средой». К 1996 г. этот комитет разработал комплекс стандартов серии ИСО 14000, распространяющихся на управление экологическими аспектами деятельности предприятий. Согласно этим стандартам, СЭУ определяется как составная часть общей системы административного управления предприятием. Она должна служить целям управления охраной окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности предприятия или на всех стадиях жизненного цикла продукции. Одна из основных задач, стоящих перед СЭУ, – управление экологическим риском.
Цель экологической сертификации – стимулирование производителей к внедрению таких технологических процессов и разработке таких товаров, которые в минимальной степени загрязняют природную среду и дают потребителю гарантию безопасности продукции для его жизни, здоровья, имущества и среды обитания.
Для многих видов продукции экологический сертификат или знак является определяющим фактором их конкурентоспособности.
Основными объектами проверки при сертификации СЭУ являются:
• деятельность по обеспечению, управлению и улучшению охраны окружающей среды в организации в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 14001—98;
• технологические этапы производства, при которых возможно появление продуктов, вызывающих загрязнение или оказывающих вредное воздействие на окружающую среду непосредственно своим появлением или за счет увеличения концентрации выбросов (сбросов) за определенный интервал времени;
• экологичность продукции на этапах маркетинга, разработки, изготовления, потребления и утилизации.
В России система экологической сертификации была зарегистрирована в 1996 г. Центральным органом системы является Госкомэкологии РФ. Экологическая сертификация может проводиться в обязательной и добровольной областях. Обязательной сертификации в системе подлежат объекты, которые в соответствии с действующим законодательством должны отвечать требованиям по охране окружающей среды, Обеспечению экологической безопасности и сохранению биологического разнообразия. Добровольной сертификации могут быть подвергнуты другие объекты с учетом сложившейся международной и зарубежной практики в соответствии со ст. 17,18 и 19 Закона РФ «0 сертификации продукции и услуг».
Объекты обязательной экологической сертификации:
• системы управления охраной окружающей среды, регламентируемые международным стандартами, разрабатываемые в ИСО/ ТК 207 «Управление охраной окружающей среды», в котором Россия является активным Членом;
• продукция, вредная для окружающей среды, включая озоноразрушающие вещества и содержащую их продукцию, предполагаемые к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации, а также товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации;
• экологически вредные технологии, включая ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и используемые на промышленных и опытно-экспериментальных объектах предприятий и организаций оборонных отраслей;
• отходы производства и потребления, включая опасные и другие отходы, являющиеся объектом трансграничной перевозки, и деятельность в сфере обращения с отходами;
• виды животных и растений, их части или дериваты, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, добытые в открытом море судами, плавающими под флагами Российской Федерации.
В России на сегодняшний день экологическая сертификация находится в начале развития, хотя в данном направлении сделано уже немало. Так, установлены объекты, относящиеся к этой области. Они делятся на три группы:
1) продукция, процессы, работы, услуги, экологические требования к которым содержатся в государственных стандартах, т.е. они подлежат обязательной сертификации в соответствии с российскими законами;
2) объекты, которые в силу экологической специфики не могут подвергаться сертификации по правилам Системы ГОСТ Р;
3) по существу окружающая среда со всеми ее составляющими, для которых не разработаны нормативные требования и сертификационные процедуры.
Отсутствие ясности в оценке состояния объектов третьей группы сдерживает развитие сертификации объектов двух первых. Здесь есть определенные проблемы. Оценку качества окружающей среды в РФ проводят различные ведомственные организации, которые представляют непосредственно специализированные природоохранные органы, контролирующие органы, органы местного самоуправления, природопользователей и некоторые подразделения Российской академии наук.
Выделяются четыре вида объектов: объекты окружающей природной среды; источники загрязнения окружающей среды; продукция природоохранного назначения; экологические информационные ресурсы, продукты и технологии.
Другим важным вопросом экологической сертификации является состав участников, особенно если их роль определять в плане первой, второй и третьей сторон. Закон «О сертификации продукции и услуг» в данном случае может быть применен к тем объектам, которые относятся к продукции. Для других же необходим закон об экологической сертификации, которого пока в России нет. Не решен вопрос и об оплате услуг по сертификации. Высказывается предположение, что основные затраты лягут на плечи природопользователей, которые, вероятнее всего, будут заявителями в большинстве случаев.
Актуальная сфера экологической сертификации – отходы. Сертификация в этой области направлена на устранение опасного влияния отходов на среду обитания и максимальное их использование в качестве вторичного сырья. Для России важно развивать стандартизацию отходов, что напрямую связано с сертификацией и является объектом деятельности комитета ТК «Вторичные материальные ресурсы».
Значительное продвижение отмечается в решении проблемы сертификации питьевой воды, что также сопряжено и с нормированием требований к этому объекту сертификации. В 1995 г. принят государственный стандарт «Качество воды. Вода питьевая. Контроль качества», разрабатывается система сертификации питьевой воды, материалов, технологических процессов и оборудования, применяемого в хозяйственно-питьевом водоснабжении. Осуществляется сертификация питьевой воды, расфасованной в различные емкости, решается проблема сертификации питьевой воды, поступающей от централизованных систем водоснабжения.
Большое внимание уделяется оценке экологичности новых видов продукции и процессов, для которых прежде всего необходимо установить соответствующие требования в нормативных документах. Например, начата работа по стандартизации экологических требований к новым конструкциям и технологиям.
Приняты государственный стандарт «Системы управления качеством окружающей среды. Руководство по созданию и методам обеспечения". ГОСТ Р ИСО-14004, а также три стандарта по экологическому аудиту.
Заслуживает внимания процедура германской экосертификации. На начальном этапе публично представляется продукция, претендующая на экознак. Федеральное бюро по окружающей среде создает компетентную комиссию, которая анализирует отзывы, дает заказ Немецкому институту гарантии качества и сертификации на рассмотрение заявки на экосертификацию. Технические условия сертификации разрабатывает Федеральное бюро по окружающей среде как центральный орган Системы. В рассмотрении заявки участвуют Немецкий институт гарантии качества и сертификации, Федеральное бюро по охране окружающей среды, Конференция немецкой промышленности, Ассоциация потребителей, Ассоциация торговли, эксперты. По результатам рассмотрения заявки вырабатываются рекомендации для жюри. Жюри учитывает результаты всех этапов, доказательства соответствия изготовителя, отзывы организаций, назначенных для участия в процедуре.
Ранее используемые только в Германии экознаки «Голубой ангел» и «Зеленая точка» стали общеевропейскими.
Широко распространенный экознак «Зеленая точка» (рис. 23.3) применяется в системе мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами. Такой знак на упаковке указывает на возможность ее переработки, поэтому цивилизованные потребители выбрасывают упаковку, маркированную «Зеленой точкой», в специальные контейнеры.
Другие экознаки (не только Германии) информируют потребителя о различных экологических характеристиках продаваемых товаров, что нередко служит основным критерием их выбора среди многочисленных аналогов (рис. 23.4-23.9).
Получив сертификат и право на использование экознака, предприятие-изготовитель может заключить контракт с Немецким институтом гарантии качества на рекламирование своего предприятия.
Сертификация на знак «Голубой ангел» не охватывает продукцию сельского хозяйства, фармацевтическую, бытового назначения, поэтому не исключено дальнейшее развитие и совершенствование экосертификации.
Принципы экосертификации в ЕС базируются на превентивных мерах: ущерб для окружающей среды надо предотвращать в первую очередь путем ликвидации источников загрязнения. Финансовая ответственность лиц, по вине которых нарушается экологическое равновесие – это фактор второй очереди. Эффективность сертификации напрямую зависит от критериев безвредности продукции, услуги, процесса или другого объекта экосертификации для окружающей среды.
ЕС подчеркивает добровольность европейской экосертификации и ее открытый характер для всех стран, что также не исключает и развития национальной экосертификации. Но в то же время в 1993 г. была принята Директива ЕС, определяющая преимущества экосертифицированной продукции, поставляемой на единый рынок: цена ее повышается в два раза.
Официальный бюллетень Комиссии ЕС периодически публикует экологические критерии, которые соотносятся с каждой фазой жизненного цикла объекта сертификации – от проектирования до утилизации отходов. Информация о критериях сопровождается данными о сроках годности продукта и продолжительности периода применимости критерия.
Разработка системы экосертификации в ЕС базируется на немецкой системе экосертификации на знак «Голубой ангел». Таким образом, как уже отмечено выше, не на все виды товаров распространяются правила экосертификации.
Установление видов товаров, которые подлежат экосертификации и маркировке экознаком ЕС, критериев их оценки возложено на уполномоченные государственные органы стран-членов ЕС с участием представителей промышленности, потребительских обществ, независимых ученых, экологических организаций, которые объединяются на региональном уровне в специальный консультативный форум.
В ЕС принята экомаркировка специальным знаком (рис. 23.10). Цели введения знака – достоверное информирование потребителей об экологичности приобретаемого продукта и стимулирование изготовителей к соблюдению норм и требований по охране окружающей среды.
Экознак не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты. Им маркируют товары, которые содержат вещества и препараты, отнесенные директивами к опасным, но в допустимых пределах. Цвет знака может быть зеленым, голубым, черным на белом фоне (и наоборот). Экознак активно используется в рекламе и способствует продвижению товара на рынок, положительно влияя на конкурентные позиции продавца (изготовителя).
Рис. 23.10. Знак экомаркировки ЕС
Поскольку экологические требования к товарам весьма актуальны, а знак прямо влияет на уровень продаж, на современных рынках появилась недобросовестная конкуренция экознаков, обусловленная незаконным применением экомаркировки изготовителем либо изобретением новых и неизвестных покупателям знаков. Это вредит как потребителям, так и самой идее экосертификации.
Вопросами экологической маркировки и этикетирования занимается Международная организация по стандартизации (подкомитет ПКЗ ИСО/ТК207 «Этикетирование (маркировка) в области окружающей среды»).
Принятие международных стандартов ИСО серии 14000, которые включают руководства по управлению окружающей средой и по экологическому аудиту, создало основу для организации и проведения экосертификации.
ЕА имеет двусторонние связи с системами аккредитации других стран. Каждая сторона, подписавшая Соглашение, берет на себя обязательство принимать участие в работе по одному или более из перечисленных ниже направлений:
· поверочные лаборатории,
· испытательные лаборатории,
· органы по сертификации продукции,
· органы по сертификации систем качества,
· органы по сертификации персонала,
· органы по сертификации систем управления окружающей средой,
· инспекционные органы.
Важное значение созданной формы взаимного признания – между органами по аккредитации – состоит в том, что оно служит основой для заключения межправительственных соглашений в любых законодательно регулируемых областях.
При положительных результатах проверки органы по Сертификации выдают заявителям экологические сертификаты установленного образца и разрешение на право маркировки объектов сертификации знаком соответствия системы (рис. 1.).
Рис. 1. Экологический знак соответствия