Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации. Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией.
Орг.структура: все органы международной организации подразделяются на 1) высшие, 2) исполнительные, 3) административные, 4) комитеты и комиссии, 5) судебные (характерно для ряда международных организаций).
Этапы становления и развития международных экономических организаций.
1 этап – начался с конца второй мировой войны. Черты: лидерство США. По инициативе США создается ООН с ее разветвленной системой институтов. Возникло более 3-х тысяч межправительственных организаций, В организации входили развитые страны. Регулирование экономики сводилось к либерализации торговли, снижению таможенных тарифов и свободному смешению капитала.
|
|
2 этап – охватывал 60-е годы. Черты: развитие многосторонних хоз-ых связей. В МВФ, МБРР, ГААТ вступают развивающиеся страны, страны получившие политическую независимость (Африка была освобождена от колоний). Развитые страны составляли ¼ часть численности состава организаций. Произошло образование европейского экономического сообщества. В 1961 на базе ее образовалась нов. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая стала основным институтом регулир. межд.отношения. Особенность этого этапа: развитые страны не смогли подчинить своим интересам развивающиеся страны.
3 этап – 70-е годы. Период развязки напряженности между востоком и западом, окончательного распада колониальной системы, изменение соотношения сил между США и Западной Европой. Черты: стремительное развитие торгово-экономического сотрудничества между Востоком и Западом, усиление противоречий между развитыми и развивающимися странами. Формируются 3 центра силы: США,ЕЭС и Япония. США утрачивают позицию абсолютного лидера. Невозможность согласования и координации экономической политики ведущих развитых стран в рамках ОЭСР привело к созданию форума – совещание «стран большой семерки» (США, Канада, Япония, ФРГ, Англия, Франция, Италия).
Значение многостороннего регулирования мирохозяйственных связей в современных условиях. В современный период, период нарастающей глобализации мировой экономики и активного развития международных экономических отношений особое значение приобретает проблема международных экономических споров. В условиях все большей интеграции экономик государств, усиления международных экономических связей, когда любой экономический спор может привести, при определенных условиях, к дестабилизации всей мировой экономической системы, большинство государств мира заинтересовано в мирном разрешении указанных споров и отказе от использования такого средства экономической политики, как «экономические войны». В последние несколько десятилетий многократно увеличилось количество экономических споров между государствами, в связи с чем возникла потребность в существовании как постоянно действующих, так и создаваемых международных судебных учреждений.
|
|
Классификация международных экономических организаций.
По характеру членства и юридической природе участников: межправительственные (ЕС, НАТО, ОБСЕ, МВФ,МБРР), неправительственные (Ассоциация Международного Права, Международный комитет Красного Креста.) и смешанные (в них участвуют правительство, общественные организации и индивидуальные члены, например, МОТ).
По географическому признаку: Общемировые (ВТО, МВФ,) и региональные (СНГ, АСЕАН)
По кругу компетенций: Общей компетенции (универсальные, ООН), специальной компетенции (Специализированные учреждения ООН).
По характеру полномочий: межгосударственные, надгосударственные (наднациональные, ЕС, МВФ)
По условиям участи: открытые, закрытые.
Экономические учреждения системы ООН и направления их деятельности.
Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) - один из главных органов ООН, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений. В сферу деятельности входят: Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения; Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения; Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования; Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Основными задачами ЮНКТАД являются: содействие развитию международной торговли; установление принципов политики, касающихся межд.торговли и связанных с ней проблем экон.развития; равноправное, взаимовыгодное сотрудничество между государствами; выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений;
Программа развития ООН (ПРООН) — организация при ООН по оказанию помощи странам-участницам в области развития. ПРООН оказывает помощь правительствам в проведении изысканий и исследований природных ресурсов, в создании учебных заведений, в развитии энергетических ресурсов, предоставляет консультационные и экспертные услуги, обучает специалистов, поставляет оборудование и т. д. Помощь ПРООН безвозмездна
19.Международные морские перевозки преимущества:при перевозках на большие расстояния более низкая себестоимость перевозок;большая грузоподъемность, практически нет ограничений на пропускную способность, сравнительно небольшие капиталовложения. Морские пути не требуют, затрат на их сооружение или поддержание в эксплуатационном состоянии (кроме каналов);сравнительно малый расход топлива и энергии.
К недостаткам морского транспорта относятся:зависимость от естественно-географических и навигационных условий,довольно низкие скорости,возможные экологические проблемы при перевалке грузов и обработке судов,абсолютная зависимость от пропускной способности портов;
|
|
При перевозке грузов морским транспортом используются правила Инкотермс. Для морского вида транспорта используются термины FAS FOB CFR CIF. Так же используются конвенции: Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте.Практически условия морских перевозок внешнеторговых грузов определяются в договорах фрахтования (чартере), заключаемых с морским перевозчиком при предоставлении для перевозки всего судна, или же коносаментом на перевозки отдельных партий груза, где содержатся сведения об условиях перевозки (на обороте коносамента).
Линейное (регулярное)судоходство – это специфическая форма морских транспортных услуг, при которой перевозчик организует между установленными портами регулярную доставку грузов сборными отправками по заранее объявленному расписанию.
В линейном судоходства на формирование тарифов влияют два основных фактора: порт и факторы влияющие на расстояние, а также факторы, влияющие на груз. Линейные фрахтовые тарифы, как правило, основываются на том, что называется "линейные условия", при которых перевозчик принимает на себя ответственность за расходы по погрузочно- разгрузочным операциям, а также за перевозки грузов морем. Трамповое судоходство – это морское судоходство, при котором работа грузовых транспортных судов не связана с постоянными районами плавания и не ограничена определенным видом груза, а цена перевозки (фрахт) устанавливается по соглашению сторон. При перевозке грузов в трамповом судоходстве в качестве договора перевозки оформляется чартер
Коносамент-это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки. Перевозчик, приняв предъявленный ему к перевозке груз, на основании данных, представленных отправителем, выдает последнему в нескольких экземплярах особый транспортно-коммерческий документ, который и называется коносаментом (“Bill of Lading”- англ)
Характеристики:
Сегодня правовое регулирование коносамента оперирует нормами «Кодекса торгового мореплавания РФ» от 2005 года.
|
|
Владельцем груза является тот, кому принадлежат три оригинала коносамента. В случае выдачи груза по одному из трех экземпляров оригинала коносамента остальные утрачивают свою правовую силу.
- коносамент выписывается перевозчиком морского груза либо его уполномоченным представителем собственнику груза либо его представителю, удостоверяя право владения последних на перевозимый груз, товар;
- коносамент – это транспортный документ, содержащий условия договора перевозки;
- к коносаменту обязательно прилагается страховой полис на груз;
- коносамент является документом, в котором никакие изменения не возможны.
Основные реквизиты коносамента: наименование судна; наименование фирмы-перевозчика; место приема груза; наименование отправителя груза; наименование получателя груза;наименование груза и его главные характеристики;время и место выдачи коносамента; подпись капитана судна.
Функции коносамента:
1. является доказательством приема перевозчиком указанного в нем груза
2. Коносамент выступает доказательством наличия и содержания договора морской перевозки. Сам по себе коносамент не является договором морской перевозки, как это часто полагают на практике.
3. Коносамент является товарораспорядительным документом (ценной бумагой). Эта функция выражается в том, что сделки купли-продажи товаров, а также другие операции с товарами осуществляются с помощью коносамента без физической передачи самих товаров. То есть коносамент, представляющий поименованные в нем товары может быть куплен, продан, передан на определенных условиях.
Виды:
1)именной-выписанный на определенного получателя с указанием его наименования и адреса
2)ордерный-содержащий указание "приказу отправителя" или "приказу получателя". Он предполагает, что отправитель или получатель могут передать свои права третьему лицу путем проставления на коносаменте передаточной надписи (индоссамента) и вручения его этому лицу.
3)предъявительский-предполагает, что товар в порту назначения передается любому лицу - предъявителю коносамента.
4) сквозной-морская перевозка составляет только часть общей перевозки и товары должны перевозиться разными наземными и морскими перевозчиками
5)комбинированный-выдаётся экспедитором, который несёт ответственность за груз с момента его приёмки до передачи получателю в пункте назначения.
6) Оборотный коносамент (negotiable bill of lading) – владелец коносамента может распоряжаться грузом, который еще не прибыл в порт, а находится в пути
Чартер-договор фрахтования транспортного средства, в соответствии с которым одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки груза.
Рейсовый чартер — договор фрахтования морского судна на фиксированное число рейсов.
Слот-чартер — аренда контейнерной ячейки (секции) на судне-контейнеровозе.
Бербоут-чартер — договор аренды крупного судна или прогулочной яхты без экипажа. По этому договору судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряжённое судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Тайм-чартер — договор фрахтования морского судна на время.
Димайз-чартер — аренда полностью снаряжённой яхты с экипажем.
чартер должен содержать основные реквизиты: наименование сторон, судна и груза, порта отправления и назначения (или места направления судна).
При международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:о регистрации судна и его национальной принадлежности;наименование и описание судна;фамилию капитана;фамилию и адрес судового агента;о количестве и составе членов экипажа;наименование порта отправления и порта захода судна;наименование, общее количество и описание товаров;наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров;номера коносаментов,описание размещения товаров на судне;