Легального определения устава в законах нет.
Устав для муниципального образования это тоже, что и конституция для государства.
В силу своей важности, устав обладает рядом юридических свойств, которые отличают его от других нормативные правовых акт.
Особые юридические свойства, отличающие устав муниципального образования:
1. Устав – это акт учредительного, правоустанавливающего характера. Иными словами, несмотря на то, что муниципальное образование считается созданным с момента определения границ субъектом федерации, реально же – с момента действия устава муниципального образования.
2. Устав – это акт, обладающий высшей юридической силой по отношению к другим муниципальным правовым актам. Все акты, издаваемые муниципальными служащими, должны соответствовать уставу.
3. Устав – это акт долговременного действия, носит долговременный характер.
4. Устав имеет особый порядок, особую процедуру принятия.
5. Устав подлежит обязательной государственной регистрации.
|
|
6. Устав может осуществлять временное правовое регулирование вопросов, связанных с местным самоуправлением в случае наличия пробелов в законодательстве.
Определение устава – это перечисление его отличительных свойств.
Содержание устава закрепляется статьёй 44 ФЗ-131.
Вывод: те положения, что закрепляются статьёй 44 ФЗ-131 – это обязательные положения, которые должны быть в каждом уставе и если регистрирующий орган обнаружит, что какие-либо обязательные положения отсутствуют, то отказ в регистрации устава. Больше, чем предусмотрено – можно, меньше – нельзя.
В 1899 году в США была принята первая модельная Хартия. Ныне каждые 10 лет модельные хартии обновляются и уставы приводятся в соответствии с ними. Устав Нью-Йорка – это три толстых книги где-то с «Анну Каренину».
Порядок принятия устава муниципального образования.
В соответствии со статьёй 44 ФЗ-131 устав муниципального образования принимается либо представительным органом, если же его нет (если менее 100 человек) – то сходом граждан. Уставы принимают только представительные органы!..
Процедура принятия:
1. Вначале проект устава или проект изменения устава должен быть опубликован либо обнародован не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения проекта устава представительным органом.
2. Затем одновременно с опубликованием устава должна быть обнародована информация о порядке учёта предложений по уставу.
3. По проекту устава обязательно проведение публичных слушаний. Есть единственное исключение, когда не требуется проводить публичные слушаний (причём не столько по принятия устава, а в случае изменения) – если устав приводится в соответствие с федеральными законами.
4. После проведения всех этих процедур, депутаты могут рассматривать устав на своих заседаниях. Устав принимается квалифицированным большинством депутатов – не менее 2/3 от установленной численности.
5. Далее – этап регистрации уставов. Это четвёртый вопрос.