Для различных способов консультирования на российском рынке в настоящее время сложились следующие системы оплаты консультационных услуг:
Проектное консультирование.
1. Наиболее часто оговаривается сумма оплаты за проект (например, стоимость разработки рекламной кампании или оптимизации оргструктуры предприятия). При этом не учитывается, сколько консультантов и какой квалификации будут работать по проекту. Даже если расчет стоимости ведется агентством на основании дневных ставок привлекаемых к проекту консультантов, с заказчиком обсуждается только конечная цифра.
Оговариваются сроки выполнения проекта. Продление сроков дополнительно не оплачивается.
Могут быть оговорены дополнительные расходы: на командировки, междугородные звонки, и т.д. Если они не оговорены, то оплачиваются консультантом. Если для выполнения проекта требуется дополнительно привлечение специализированной организации, например, для проведения фокус-групп (это целесообразно, поскольку экономит время: работы можно проводить параллельно), - их оплата либо оговаривается заранее, либо производится консультантом.
|
|
Может быть предусмотрен премиальный гонорар: его выплата производится в случае достижения оговоренных результатов, или при положительной оценке выполнения проекта заказчиком. Размер премиального гонорара составляет обычно 30-50% основной суммы.
Практикуется частичная предоплата услуг в размере 20-50% процентов основной суммы. Окончательный расчет производится по завершении проекта. В случае прекращения работ по инициативе заказчика, оплата перерасчитывается на основании действительно затраченного времени, по сравнению с оговоренным. Досрочное выполнение предусматривает полную оплату.
Данная система стимулирует максимально быстрое выполнение задание консультантом.
Применяется большинством агентств и частью независимых консультантов.
2. Оговаривается срок выполнения проекта. Предусматривается понедельная оплата услуг консультанта в определенном размере (выход на ту или иную конечную сумму).
Дополнительные услуги и расходы - аналогично предыдущей системы.
Предусматривается премиальный гонорар при положительной оценке заказчиком результатов работы консультанта. Для оценки назначается определенный срок или определенные условия (например, через 2 месяца после внедрения проекта). Размер премиального гонорара 30-50% основной суммы.
Предоплаты не существует. Прекращение работ по инициативе заказчика - аналогично предыдущей системы. При досрочном выполнении проекта обычно оплачивается фактически затраченное время консультанта. Продление сроков может быть оплачено дополнительно, по соглашению с заказчиком, если происходит по вине заказчика.
|
|
Система в большей степени стимулирует заказчика к экономии времени консультанта.
Применяется частью агентств и большинством независимых консультантов.
3. В принципе, любая из предыдущих систем, но с дополнительной зависимостью размеров оплаты от квалификации привлекаемых консультантов. Услуги опытных консультантов стоят дороже; выбор предлагается сделать заказчику.
Данной системой в последнее время начинают пользоваться некоторые агентства.
Разработка инструментария.
Как правило, оговаривается цена и срок разработки. Поскольку качество исследований и их стоимость могут различаться на два порядка при использовании различного инструментария, разработка его, при сжатых сроках, достаточно дорога. Оплачивается не время, а продукт. Досрочное выполнение задания или задержка в выполнении не влияют на величину оплаты.
Дополнительные расходы оговариваются заранее, или оплачиваются консультантом.
Премиальный гонорар не предусматривается.
Как правило, практикуется 50% предоплата.
Сопровождение.
1. Оговаривается сумма и лимит времени. Сопровождение может подразумевать нахождение консультанта на предприятии в определенные дни и часы, работу на предприятие “в поле”, вызов консультанта заказчиком по мере необходимости - во всех случаях прогнозируется общее время, затрачиваемое на сопровождение. Увеличение этого времени по согласованию с заказчиком предусматривает пропорциональное увеличение оплаты; уменьшение не влечет изменения суммы.
Дополнительные расходы оплачиваются заказчиком.
Премиальный гонорар не предусматривается.
Предоплата составляет 20-50%. Оплата услуг осуществляется помесячно, равными долями оставшейся суммы.
Система стимулирует эффективное решение вопросов консультантом.
Применяется большинством агентств и консультантов.
2. Сумма оплаты зависит от времени, затрачиваемого консультантом (определяются часовые или дневные ставки).
Общее время может оговариваться, но оплачивается по факту. Дополнительное время работы консультанта предусматривает “автоматическое” увеличение оплаты, сокращение времени - “автоматическое” уменьшение.
Премиальный гонорар не предусматривается.
Предоплаты не существует.
Расчет производится помесячно.
Дополнительные расходы - аналогично предыдущей системы.
Система стимулирует качество работы консультанта (через перспективу последующих заказов), но провоцирует затяжку времени.
Применяется отдельными агентствами и консультантами.
Консультирование.
Оговаривается почасовая или дневная ставка.
Премиальный гонорар не предусматривается.
Дополнительные расходы несет заказчик.
Оплачивается фактически затраченное консультантом время. Подсчет ведется следующим образом:
- При интервью - обсуждении проблемы с заказчиком, учитывается реальное время интервью (иногда плюсуется время ожидания консультантом заказчика, если последний опаздывает);
- При работе консультанта вне предприятия - проработке литературы, письменном формулировании рекомендаций, проведении опросов - консультант самостоятельно высчитывает затраченное количество часов.
Предварительно может быть оговорен ожидаемый объем времени на проработку задачи консультантом. (Интенсивность работы консультанта высока: большинство консультантов работают над проблемой заказчика по 12-16 часов в сутки. Для предупреждения недоразумений с оплатой, данное обстоятельство следует оговорить сразу же). Если затраты велики для заказчика, он может переформулировать задание на консультирование, либо выбрать другой его способ.
|
|
Для протяженного по времени консультирования устанавливается дневная ставка консультанта. Неполный час или день при оплате считаются как полный. Вызов консультанта может оплачиваться, либо нет, по предварительной договоренности. Время в пути не оплачивается, если речь не идет о дальней командировке.
Предоплата не практикуется. Расчет производится ежедневно.
Командировки и работа в неурочное время, в зависимости от предварительной договоренности, могут оплачиваться по повышенной ставке.
Система применяется, практически, всеми агентствами и консультантами.
Внутреннее консультирование.
Система оплаты внутреннего консультанта определяется контрактом. Как правило, существуют гарантированная и премиальная части оплаты. Наибольшее стимулирование качества работы консультанта обеспечивает выплата всей премиальной части по окончании контракта. Большие гарантии консультанту обеспечивают помесячная или поквартальная выплаты.